Психологическая готовность воина к бою.

Психологическая подготовка военнослужащего представляет собой комплекс мероприятий по формированию у воина психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно.
Опыт показывает, что не всегда профессиональная подготовка военнослужащего в должной мере проявляет себя тогда, когда это необходимо. То, что еще вчера в повседневной спокойной обстановке выполнялось хорошо и отлично, сегодня в бою либо не выходит совсем, либо получается наполовину. Это проявление недостаточной подготовки воина в психологическом отношении. Психологическая подготовка военнослужащих должна отвечать современным требованиям и быть направлена на повышение боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Бой предъявляет очень жесткие требования к умению военнослужащего быстро реализовывать свой профессиональный потенциал. Цена этому часто жизнь его самого, его товарищей, выполнение боевой задачи.
Способность же военнослужащего выполнить свою задачу так, как он умеет (проявить боевое мастерство), зависит, прежде всего, от внутренних факторов: убеждений человека; его способности эффективно действовать в ситуациях опасности, внезапности, неопределенности, дефицита времени и т.д.; эмоционального состояния воина в данный момент времени; состояния его здоровья и т.д. Совокупность всех этих факторов получила название "психологической готовности".
Психологическая готовность воина к бою один из основных компонентов готовности подразделения к немедленным боевым действиям. Она предполагает, во-первых, осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии, во-вторых, желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности воина к бою являются: отсутствие суетливости либо замкнутости, расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица и т.д.).
Выделяют три уровня состояния психологической готовности к бою: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.
Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.
Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.
Поэтому очень важно воинам уметь поддерживать у себя и других перед боем средний уровень, а при переходе к боевым действиям добиваться высокого уровня психологической готовности.

В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку. Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание последовательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать движения, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием.
Для поддержания психологической готовности к немедленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической саморегуляции.
Так, ходьба в темпе 140—150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, самомассаж головы и другие приемы, повышающие активность человека. Сонливость — внутренний враг психологической готовности к бою. Она провоцирует усталость, психическое и физическое расслабление.
Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности к бою являются самоубеждение, самовнушение, управление воображением, дыхательным и мышечным тонусом.
Самоубеждение — это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности. Важно припомнить требование уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.
Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы ночью воин иногда впадает в несколько заторможенное состояние, как бы плавающее между сном и бодрствованием. Именно в этом состоянии психика воина наиболее восприимчива к любым самовнушениям, поэтому даже легкое стремление к комфорту и сну должно быть незамедлительно преодолено и подавлено. Иначе ситуация может обернуться трагедией.

Так, воины сторожевой заставы, располагавшейся вблизи населенного пункта Ачхой-Мартан в Чечне, в сумерках заметили неизвестных. Не приняв должных мер предосторожности, воины продолжали находиться на заставе и не подняли тревоги. Офицер с двумя солдатами пошел к молочно-товарной ферме, где наблюдалось скопление людей. По дороге они обнаружили две автомашины с вооруженными боевиками. Только когда боевики стали окружать заставу, офицер приказал принять бой, так и не сообщив о появлении дудаевцев старшему начальнику. В этом бою лейтенант Рындин погиб, прикрывая отход своих солдат стрельбой из автомата до последнего патрона.
Притупление бдительности приводит к тяжелым последствиям. Поэтому для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:
"Я внимателен и сосредоточен";
"Я спокоен и уверен в себе";
"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т. д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.
Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам:
· мысленно повторять словесные формулы самовнушения 5—6 раз, вдумываясь в содержание фразы и воображая при этом требуемое состояние;
· словесные формулы должны быть короткими, понятными, не вызывать сомнений в возможности их реализации в конкретной ситуации. При этом не должно быть никакой самокритики. Лишь полная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат;
· словесные формулировки произносятся в утвердительной форме, т.е. не должны содержать отрицания. Например, самовнушение "Я не хочу спать" может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка "не" обычно теряется в подсознании. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: "Я бодр и активен". Или вместо "Я не рассеян", нужно внушать себе: "Я сосредоточен".
Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов. Внушая себе: "Я бодр", представить, как утренняя свежесть вливается в тело, делая мышцы упругими и сильными. Если постараться прочувствовать это, то эффект будет сразу виден. Как можно ярче представляя образец действия, рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образ правильного действия или своего кумира). Так, чтобы войти в роль "самого бдительного воина", необходимо образно представить его идеальные действия и, по принципу подражания попробовать действовать так же. Такому образному перевоплощению значительно способствуют самовнушения типа "Я лучший стрелок", "Я бдительный разведчик", подкрепленные образным представлением соответствующего идеала. Управляя воображением, можно постоянно "прокручивать" возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий в бою.
Например: "А что, если за углом неприятель? значит, надо перед поворотом отойти на 2—3 метра от стены и сосредоточиться". Подобные приемы позволят упредить в бою неблагоприятный исход и быть готовым к неожиданностям. Желательно заблаговременно составлять план возможных действий в экстремальной ситуации и мысленно "проигрывать" его в голове.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. В этом заключен еще один секрет нашей психики, который может, если им пренебречь, привести к тяжелым последствиям. Существует прием, когда противник бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно совсем в другом месте. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль над обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

В бою на подступах к Грозному пулеметчик рядовой Аликпер Кадыров получил боевую задачу: в составе своего отделения скрытно выдвинуться на указанную огневую позицию, занять оборону и при переходе роты в атаку огнем с фланга поддержать ее действия. С риском для жизни, под шквальным огнем солдаты добрались до указанного места и затаились. А когда рота перешла в атаку, Кадыров открыл огонь из пулемета и, будучи отличным стрелком, подавил основные огневые точки противника. Потом он быстро сменил огневую позицию и продолжал стрельбу по противнику до выполнения поставленной задачи. Только после этого Кадыров вынес с поля боя раненого командира отделения, сам, получив от разрыва гранаты контузию и ранение бедра. Сосредоточение внимания рядовым Кадыровым на объектах атаки обеспечило роте выполнение боевой задачи.
Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха небольшой задержки дыхания после вдоха, и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3—4 таких цикла. Появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.
Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а значит, и проявление бодрости и чувства отмобилизованности у военнослужащего. Мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.
Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленным боевым действиям.