Почему войну 1812 года никак нельзя назвать «отечественной», Евгений Понасенков, статья, http://www.diletant.ru/articles/3883514/

начало и краткая суть

Проницательный Август Стриндберг когда-то сформулировал печальную, но истину: «Когда государство начинает убивать своих граждан, оновсегда называет себя родиной». В 1812 году государство в лице тогдашнего «хозяина земли Русской» царя Александра I не начало, а продолжило убивать своих, правда, скорее, не граждан в полном смысле этого слова, а рабов.

Подробности этой истории, используя широкую базу источников, я обстоятельно изложил в своей монографии «Правда о войне 1812 года» (М., 2004), во множестве статей, лекций и в одноименном авторском документальном фильме, показанном на «Телевидении Комсомольской правды» в мае-июне 2012 года. Однако цикл был закрыт по цензурным соображениям (чем была нарушена Конституция РФ, цензуру запрещающая): отснято семь серий из двадцати двух, до эфира дошло только шесть; сейчас они доступны в Интернете. 
Итак, фабула предыстории трагедии двухсотлетней давности такова (за неимением места, я изложу ее лишь кратко – обстоятельнее можно изучить в упомянутых исследованиях). Находясь во власти своих личных амбиций и болезненных комплексов Александр I развязал войну еще в 1805 году, сколотив Третью антифранцузскую коалицию (воспитанный швейцарцем Ф. Ц. Лагарпом не на истории России, а исключительно на истории Древней Греции и Рима, молодой царь питал маниакальную зависть к «античному герою» Наполеону). Тогда он направился интервенцией во Францию через Австрию, но французы прогнали русскую армию от своих границ, а затем 2 декабря разгромили под Аустерлицем. Однако Наполеон, для которого союз с Россией был «идеей фикс» с самого начала его правления (выгоду такого союза понял и Павел I, но его незамедлительно убили по приказу британского правительства и с ведома сына – будущего «помазанника божьего», весьма православного царя Александра: Понасенков Е.Н. Указ. соч., с. 58, 70 и др.), вопреки военной целесообразности не стал преследовать деморализованные русские части. Но Александру было наплевать на интересы своей страны, на гибель подданных, на милосердие Наполеона, на его настойчивые предложения мира сразу после собственной победы! В воспаленном сознании царя зависть скрестилась с позором неудачника, которого после Аустерлица свита нашла не сразу, причем плачущим под деревом во время приступа не самой героической болезни (подробнее о состоянии Александра в тот период: Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994, с. 109 – 110).
Так самодержец прошел точку психологического и исторического возврата: теперь он будет воевать против Наполеона до потери пульса многих русских солдат. Подчеркиваю: именно Александр I вопреки интересам своей страны начал войну против Наполеона в 1805 году, после которой обе державы стали постепенно втягиваться в конфликт, каждый день которого создавал причину для эскалации этого конфликта (принцип движения по «порочному кругу»).
В 1806 году, как это ни комично, царь приказывает ручному православному министерству-Синоду объявить анафему: нет, не православной «загадочной русской душе» Льва Толстого, и не девушкам, не оплатившим аренду помещения для своего молебна, а католическому «помазаннику божьему» Наполеону. Тут же 30 ноября (теперь внимание: это не 1812, а еще 1806 год!) Александр объявляет созыв ополчения (требует 612 000 чел.!). Помещиков обязали выделить крестьян сверх рекрутского набора не для того, чтобы защищать свои избы и поля, но для нового похода через всю Европу (!) интервенцией во Францию из-за параноидных амбиций царя (кстати, Александр обманул дворян: крепостных им так и не вернули - записали в рекруты: Широкорад А.Б. Бог войны 1812 года. М., 2012, с. 14). Как и в 1804-1805 гг. русский император уговорил австрийского, так в 1806 году, он убедил прусского короля Фридриха-Вильгельма III вновь объединиться в коалицию и объявить войну Франции. Войну объявили. Наполеон был вынужден снова защищать свою страну. Благодаря своему гению французский император сумел разгромить превосходящие по численности прусские и русские армии. Русские люди вновь поработали «пушечным мясом» на кухне неуравновешенного царя и хитрых английских банкиров.

...

Правда о войне 1812 года, Евгений Понасенков , книга, http://www.mirznanij.ru/index.php/human … story.html

описание

В противоположность многолетней идеологизированной традиции история шестой антифранцузской коалиции 1812 года раскрывается в контексте войн наполеоновской эпохи. Основное внимание уделено сюжетам, которые до настоящего времени практически не изучались, либо смысл которых в специальной и учебной литературе был намеренно искажен.
Читатель узнает, как и кем создавался миф об "отечественной" войне; на ком из исторических деятелей лежит основная ответственность за гибель сотен тысяч солдат и мирных жителей; как Наполеон пытался внедрить в России французскую систему местного самоуправления, и что из этого вышло; кто виноват в поражении русских в Бородинском сражении и пожаре Москвы и где находится сегодня золото, вывезенное Наполеоном из города; чем опасно чтение глав школьных и институтских учебников по истории войны. Кроме того, автором рассматривается феномен бонапартизма.
Написанная увлекательным языком, книга предназначена для широкой аудитории.

Почему историки снова обращаются к теме войны 1812 года?, статья, http://newsland.com/news/detail/id/462833/

начало

Прошло около двухсот лет с тех пор, как началась величайшая в истории России война с Наполеоном. Со времен Батыя иноземные войска никогда не захватывали так много российских территорий, и никогда до этого столько русских, гражданских и военных, не гибло в боях с интервентами.

Почему же историки всё снова и снова обращаются к теме войны 1812 года? Вроде за двести лет можно было бы подробно изучить все события тех лет и восстановить объективную картину грандиозной войны. Действительно, на эту тему написано более 10.000 книг и различных исследований.

Однако по некоторым вопросам у историков до сих пор нет единого мнения, например о причинах пожара в Москве в 1812 г. во время оккупации её войсками Наполеона, а также о количестве раненых русских солдат и офицеров, погибших в Москве во время этого пожара. Историки даже не упоминают число москвичей, погибших во время пожара в Москве, но многие из них признают огромное значение пожара в Москве. Он повлиял на весь ход войны и был её переломным моментом, в результате чего французские войска потерпели поражение

...

1812 год – трагедия Беларуси, http://www.belvpo.com/16961.html

кусочки

Ни российских, ни иностранных авторов никогда не интересовало то, чем обернулся 1812 год для наших предков. А он принес им чудовищные человеческие жертвы (в результате военных действий, голода и эпидемий погибло около 25 % населения!), колоссальные материальные потери (сопоставимые с бюджетом всей Российской империи) и огромный морально-психологический ущерб. Вот об этом я и хочу рассказать на страницах предлагаемой книги. Сражения между французами и русскими, разумеется, тоже упомяну, но сами по себе они меня не интересуют.
...
За веру, царя и Отечество! Таков был лозунг войск Российской империи во всех войнах. Но это — не наш лозунг.
...
И никогда не была Россия нашим Отечеством. Даже странно, что сегодня, на 22-м году существования Республики Беларусь, еще приходится объяснять невеждам, что наша государственность намного старше московской. Она берет начало от Полоцкого княжества кривичей, впервые упоминаемого в летописях под 862 годом, тогда как Московское княжество возникло только в 1277 году благодаря ярлыку (патенту) Менгли-Тимура, великого хана Золотой Орды, выданному 16-летнему князю Даниилу, сыну Александра Ярославича, на удельное княжение. То есть, оно моложе на 415 лет! А на смену Полоцкой державе пришло Великое Княжество Литовское, существовавшее свыше 550 лет — до 1795 года.

Полоцкое княжество и Великая Литва — вот наше Отечество, а не финское Залесье, колонизованное безземельными киевскими князьями (вроде Юрия по прозвищу Долгорукий), потом завоеванное татарами и превращенное ими в улус (автономную провинцию) своего огромного государства. Кстати говоря, татарского господства на наших землях никогда не было.

И цари династии Романовых не были «своими» для наших предков. В Полоцком государстве они служили Изяславичам — князьям варяжского происхождения. В ВКЛ — сначала своей династии Гедиминовичей, потом произошедшей от нее династии Ягайловичей (Ягеллонов), потом королям шведской династии Ваза и выборным королям Речи Посполитой. Московские великие князья (объявившие себя в XVI веке царями) были абсолютно чужими литвинам и русинам, населявшим земли Беларуси. Примерно так же, как сегодня совершенно чужой является для нас королева Великобритании.

Поэтому ни о какой «Отечественной войне» на землях бывшего Beликого Княжества Литовского не могло быть и речи. Самые широкие круги здешнего населения были недовольны своим колониальным положением в Российской империи. Это в России практически все дворяне и все церковники объединились на почве ненависти к Наполеону:  первых пугала перспектива отмены рабства крестьян, вторых — ликвидация монопольного положения Русской православной церкви. А вот в бывшем ВКЛ местная шляхта связывала с Наполеоном надежды на восстановление своего государства, местные священнослужители — надежды на ликвидацию дискриминации униатской и католической церквей, местное крестьянство — надежды на отмену крепостного права.
...