Внешний долг США ставит государство на перепутье. Затянувшийся экономический кризис может привести к развалу страны или началу Третьей мировой войны. В стороне не удастся остаться никому. Есть ли выходы из этой ситуации?
Активная «помощь» США другим государствам
Борьба Соединенных Штатов Америки с мировым терроризмом, начавшаяся осенью 2001 года в Афганистане, а затем в Ираке, легализовала право сильных военных блоков не только вмешиваться во внутренние дела государств, но и свергать неугодные правительства, тем самым ставя с ног на голову целые регионы.
Последняя стадия – борьба НАТО с режимом Каддафи в Ливии, была столь мало обоснована, что это вызывает некоторую усмешку даже у организаторов нападения. А премьер-министр Италии заявил молодой поросли своей партии, что восстание в Ливии не было народным. По словам Сильвио Берлускони, он лично видел во время своего пребывания в Ливии, что Каддафи был любим своим народом.
Настораживает и тот факт, что, убрав Каддафи, проамериканская оппозиция поставила на место военного губернатора Триполи человека, который, как это хорошо известно, является одним из руководителей исламского отделения «Аль-Каиды» в Ливии, Абдельхакима Бельхаджа. Многие его соратники тоже состоят в террористическом списке ООН и Евросоюза.
Вспомним, чем закончилось вмешательство США в ситуации в Афганистане и Ираке, обе эти страны погрязли в гражданской войне, а фактическое управления в них осуществляют террористические группировки, а не официальные правительства. Вмешательство США принесло анархию в такие страны, как Сомали, Гвинея, Гаити, Киргизия и ряд других небольших стран. За прошедшие весну и лето произошло добавление к этому ряду Туниса, Египта, Йемена, скорее всего тоже самое произойдет в Сирии и Иране.
Такое вмешательство во внутренние дела независимых государств невозможно объяснить в рамках экспорта демократии и защиты местного населения. Кровавые бойни, к которым привело свержение государственных институтов, нельзя оправдать ничем. Скорее уж вмешательство связано с разрушением блоков и отдельных государств, которые подозревались в антиамериканских настроениях и поддержке конкурентов на мировой арене.
Можно привести огромное количество примеров тому, что симпатии к СССР и антиамериканизм привели отнюдь не к становлению демократии с помощью США, а к диктатуре генерала Франко (Бразилия, 1964), генерала Сухарто (Индонезия, 1965), генерала Пиночета (Чили, 1973) и других.
Несмотря на то, что Советского союза уже нет, такие меры применяются к другим конкурирующим политическим режимам. А «борьба с международным терроризмом» является удобным поводом для того, чтобы США влезли в чужие дела. Вот только результаты достигаются обратные, вместо симпатии к США, в 9 случаях из 11 такая политика приводит к антиамериканским настроениям в «облагодетельствованных» странах. Эти настроения могут привести к более активному вмешательству американцев, а результатом этой самораскручивающейся спирали будет большая война, и вряд ли кому-то удастся остаться в стороне. Если только США не развалятся самостоятельно еще раньше.
Предпосылки к распаду США
Еще в 1981 Джоэль Гарро утверждал, что различия между отдельными частями Северной Америки столь велики, что США и Канада – это не два государства, а девять. С ним легко согласиться. В то время как Россия дает возможность отдельным областям автономные республики, многие из них могут признавать недействительными на своей территории отдельные федеральные законы и принимать собственное законодательство, противоречащее конституции государства. А Китай называет внешние регионы своими «автономными районами» и так же дает им некоторую свободу. Правительство США практикует одинаковое отношение ко всем. А ведь Соединенные Штаты Америки – это объединение 50 штатов, которые могут распасться на отдельные государства так, как это сделал Советский Союз.
Возможно, предпосылкой к этому становится сам характер американцев. В Северную Америку исторически стекались беглецы из Европы. Самые активные и недовольные – политики, чья партия потерпела поражение, преступники, бегущие от правосудия, простые ремесленники и крестьяне, желающие уйти от тирании общества и монотонности быта, а так же аристократы, которым надоели общественные условности и ограничения. Прародители американского народа были людьми своенравными, предприимчивыми, нетерпимыми к власти, но привыкшие к обману и насилию, возможно, благородные и религиозные, но, в то же время, ханжи и лицемеры.
Причиной развала государства может стать и растущий политический раскол среди жителей. Часть американцев не довольны режимом действующего президента и протестуют против вмешательства правительства в имущественные права, другие хотят поддерживать близкого к социалистическому законодательства такого рода, как закон об оружии, закон о разжигающих ненависть высказываниях, закон об иммиграции. Эти люди готовы расширить полномочия правительства, чтобы государство получило еще больше полицейских прав, подорвав свободы личности ради еще большего, по их мнению, блага для страны.
Возможен так же раскол государства по линиям рас. Представителям разных этнических групп все труднее сосуществовать, что подтверждает разгул преступности в городах США. Латины на юго-востоке страны все больше тяготеют к своим испаноязычным братьям за границей, чем к своей стране. Американские индейцы, натерпевшиеся от федерального правительства, имеют свои резоны для выхода из состава государства. Сепаратистские движения набирают силу по всей стране.
Трудно сказать, как именно будет выглядеть политическая карта Северной Америки после предполагаемого раскола, ясно только одно. Нескольким поколениям придется пройти через насилие и социальные потрясения, пока не появятся стабильные общества.
Главная причина, которая вызовет раскол США – состояние американской экономики
Свое движение к экономическому кризису США начали еще в 1981 году, когда занялись строительством «чистого капитализма» За прошедшие тридцать лет они деиндустриализовали страну до такой степени, что потеряли несколько десятков тысяч предприятий и значительно снизили уровень жизни простых американцев. Теперь, когда проблема национального долга стоит настолько остро, государству придется заняться реиндустриализацией, в ходе которой неизбежно дальнейшее падение уровня жизни населения еще на 20-30 %. Если этого не сделать, США не смогут составить конкуренцию дешевой рабочей силе Азии. К тому же ужасающая система школьного образования привела к тому, что свое преимущество в квалификации рабочие США давно потеряли. А без восстановления промышленности Америке никогда не удастся раздать долги, дать работу населению и оставаться одним из мировых лидеров. Правление Обамы только оттянуло расплату, значит, цена преобразований будет еще выше.
Величина национального долга Америки столь велика, что решить проблему только уменьшением расходов невозможно. Если не наращивать долг и урезать бюджет, придется еще больше сокращать высокотехнологичное производство, инфраструктурное строительство. Стоит ожидать так же и падение покупательского спроса большинства населения. То есть эффект будет примерно тем же, что и в Греции: падение экономики, промышленный спад, рост безработицы, уменьшение реальных расходов жителей, возрастет напряжение в социально-политической сфере.
Кроме вышеописанных проблем, нарастает проблема кризиса капитализма. Все предыдущие кризисы только оттягивали крах прежней модели. В 1991 году капитализм спасло только проникновение доллара на территорию бывшего СССР, сейчас такого СССР нет. К тому же США ждут проблемы с Китаем и всей Азией в целом. Реиндустриализация Америки равнозначна сужению рынков сбыта и протекционизму Запада для азиатских стран. На словах процесс реиндустриализации был начат в сентябре 2009 года.
Еще одна предстоящая проблема – урезание пенсий в США и странах ЕС. Сейчас на пенсию выходит поколение, пришедшееся на резкий рост рождаемости. Большая демократическая нагрузка способна разорить большинство развитых стран. А непопулярные политические решения, которые в связи с этим придется принять правительству вызовут протест со стороны народа, кризис демократии и настоящую войну между пенсионерами и молодежью.
Еще одна проблема связана с отсутствием нового технологического рынка. В свое время финансисты задушили на стадии зарождения научно-техническую революцию, способную принести свои плоды в начале этого века. Вместо настоящего развития шло перемещение производства в Китай, где вместо новейших роботов трудились многочисленные рабочие. Так США сами выкормили опасного конкурента в лице Китая. А тысячи новых технологий, связанных с освоением океана и космоса, новыми видами энергии не родились.
Президент Обама пытался бороться с кризисом, только ухудшая ситуацию. Стоило помочь банкам, рушится система социального и пенсионного обеспечения. Возьмутся за нее, завалятся снова банки и здравоохранение. Накачают банки деньгами – государственный долг растет еще больше. Так что этот кризис не ограничится несколькими годами.
Многие финансисты давно говорили, что финансовое благополучие США – мыльный пузырь. На деле ВВП Америки в настоящее время приблизительно равняется ВВП в начале 1980-х годов. Изначально экономика Америки была направлена не на развитие научно-технической базы и высокие темпы экономического роста, а на ускорение процесса перераспределения. Эта экономика – экономика кризиса. До бесконечности эксплуатируется все созданное предыдущими поколениями, но практически не создается ничего своего. Сейчас наступает агония этой системы.
У США есть только две перспективы – установить диктатуру приверженцев НТР либо развалиться. Если такая диктатура не сможет побороть сопротивление финансистов, США упадут в пучину социально-экономического хаоса, нового средневековья. Слишком далеко зашли кризисные процессы.
Возможно, США начнут войну, найдя подходящего противника, переваривание которого ускорит переход в новый технологический уклад. Вот только небольшой страной вроде Афганистана или Ирака уже не обойтись. Противник должен представлять собой богатую добычу: природные ресурсы, обширные территории, неразрушенные экосистемы. Запад поступал так всю свою историю. Сначала это были инки и ацтеки, потом Индия, Китай, Российская империя и СССР. И ничто не указывает на то, что сейчас порядок изменился. Если же Америка все-таки впадет в хаос, впереди будет война на передел мира.
Скорее всего, стоит ожидать наступления кровавых событий.
Можно ли обойтись без войны?
Еще во времена Второй мировой войны, бытовало мнение, что война благоприятно сказывается на экономике. Многие считают, что именно война вывела США из депрессии, а не расходы при дефиците.
Война действительно вызвала рост производительности труда, но причиной выхода из депрессии она стала тогда, когда открыла шлюзы дефициту. В военное время дефициты никого не волновали. Рост экономики привел к тому, что национальный долг вырос до 120 % ВВП. Произведенные в то время машины и инфраструктура вывели страну в лидеры производительности, к 1970 году долг составлял только 40 % ВВП.
Именно война стала тем последним средством, когда политики позволили правительству влезть в долги и стимулировать таким образом экономику. Но есть и другие способы, Кейнс предлагал заставить рабочих рыть канавы, чтобы платить им за это, повышая таким образом покупательскую способность. А спрос сам породит новые рабочие места и увеличит производство товаров и услуг.
К примеру, китайцы строят огромные дома и торговые комплексы, которые пустуют из-за отсутствия клиентов. Но так удалось наполнить кошельки рабочих, давая им возможность тратить. При таком подходе не нужна страшная дань войне – смерти и разрушения.
Но есть способ еще лучше. Вместо того, чтобы выполнять ненужную работу, нужно справляться с неудовлетворенными потребностями. Восстанавливать инфраструктуру, улучшать энергосистему, образование, тратить деньги на исследования. Такие затраты помогли бы не только повысить покупательскую способность, но и улучшить жизнь населения в целом.
Именно перераспределение части военных расходов в мирное русло поможет создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру при параллельном уменьшении национального долга, а так же сбалансировать госбюджет за счет увеличения налоговой базы и доходов государства.
Крах мировой финансовой системы
Западный мир подорвал свою финансовую систему собственноручно. Сознательно и одномоментно это совершили правительство США и его европейские союзники. Цель же была сомнительна и ничтожна – ливийскую «революцию» перевели на рельса «самоокупаемости».
Раньше одним из действенных инструментов международной политики был шантаж банковскими счетами. Уверенная хватка банковского баланса могла сделать любого политика более уступчивым. Такая политика не практиковалась только в банках Старой Европы. Это легко понять, поскольку в период образования единого европейского пространства любая нестабильность должна была исключаться. К тому же ЕС вообще не нужно было ввязываться в чужую войну.
Однако ситуация резко изменилась 6 мая 2011 года, когда Госсекретарь США Хилари Клинтон заявила о том, что часть замороженных в стране «активов Каддафи» (около 3 миллиардов долларов) будет использована в интересах ливийского народа. Правительство Германии также решило передать часть банковского фонда Ливии в руки повстанцев. Таким образом, западные страны просто присвоили деньги и часть их направили на финансирование вооруженного восстания в Ливии.
Так Западный мир нарушил основные принципы финансовой системы – неприкосновенность капиталов и их свободное хождение. А политический вывод таков: Запад открыто заявил о том, что по своему выбору может не признавать международную правосубъективность любых стран.
Теперь сложно говорить о независимости объединенной Европы. А ливийская компания обострила напряжение внутри стран Европы. Особенно сложно объяснить такие действия своему народу будет Франции и Великобритании.
До недавнего дня основными характеристиками банковской системы Старой Европы были стабильность, гарантия вкладов и анонимность. Теперь же вся финансовая система ЕС оказывается под угрозой. Вывод средств из банков США и Европы уже начался. Эстафета арбитра и центра финансового мира теперь может отойти к Китаю, только он обладает достаточной инфраструктурой и финансовым обеспечением.
Видимо Западный мир уже готовится к новой стратегии, связанной с отрицанием принципов национального суверенитета, надеясь, что подобная стратегия оправдает все издержки по ее реализации.
Неизвестно, каким образом отреагирует на это Россия. Понятно только одно, вывести средства из Европы и США будет затруднительно.
Причинами тому будет отсутствие единой валюты, которая заменит евро и доллар. Юань еще не готов на эту роль. В Китае еще не выработан механизм управления валютным курсом, не определен его потолок в качестве универсальной денежной единицы. Руководство Китая довольно существующим низким курсом национальной валюты, который позволяет держать экспорт на стабильно высоком уровне.
Если юань все же станет мировой денежной единицей, Китай ожидает столь мощное финансовое усиление, которое не нужно даже его союзникам. Главная же причина состоит в том, что рычаги контроля над чужими активами, которые сейчас находятся в других руках, перейдут к Китаю.
Россия не ведет системную работу в этом направлении. Даже эксперты до сих пор рассматривают ситуацию на уровне 2008 года. Возможно, позиция России будет ясна после президентских выборов в марте 2012 года. Либо Россию ожидает жесткая конфронтация с Западом, вплоть до вооруженных конфликтов, либо РФ уже не будет существовать как государство в настоящем его виде.
Сознательный отказ США и его союзников от гарантий неприкосновенности капиталов и их свободного течения, являющиеся основными принципами банковской системы Запада, является следствием смены стратегического курса. Конец свободного рынка – это отрицание свобод государств на национальный суверенитет и самоопределение.
Смена мировой финансовой модели – это следствие появления новой геополитической модели мира. Сейчас мы можем наблюдать Конец Истории. В прошлое уходят старые категории, порожденные западной цивилизацией – демократия, права человека, народный суверенитет. Впереди – Новые Средние века.
Автор Валерий Бовал
Источник.