После штурма и падения столицы Ливии – Триполи, силы мятежников при поддержке Западной коалиции провели уже пять «штурмов» (для нас штурм – это взятие Берлина, дворца Амина или Грозного, но не попытки, после ударов ВВС и артобстрелов, заехать в город) городов Сирт и Бани-Валид. И все эти попытки закончились практически одинаково - бегством наступающей стороны с поля боя, при первом же серьёзном сопротивлении. Возникает вопрос, что происходит?
Особенно интересно, эти события выглядят после захвата Триполи. Тут надо учесть несколько факторов. Во-первых, захват столицы Ливии готовили уже давно, возможно с конца весны. Именно с конца мая стали поступать сообщения из Катара о строительстве города-дубля, натурных макетов зданий и площадей Триполи, на которых в итоге стали проводить отработку штурма города. Бойцы частных военных компаний (ЧВК), арабских и западных спецподразделений «натаскивали» на Триполи. Затем макеты использовали еще раз - для информационного прикрытия операции «Русалка». Во-вторых, для захвата Триполи был полностью использован фактор предательства высших военных чинов. В-третьих, была использована тактика «волн», которые согласовали между собой по времени и задачам. Первая волна стала разведкой боем, к тому же она же загнала простых жителей по домам, оставив город совершенно пустым. Вторая волна (десантно-штурмовая) состояла из групп западного и арабского спецназа, плюс активизация ячеек исламистов. Она рассекла оборону города и дезорганизованные подразделения Каддафи были локализованы по очагам сопротивления. В третьей волне пошла уже массовка, которую и показали всему миру, но и в ней главную роль играли не мятежники с востока страны (в силу их почти нулевой боеспособности), а исламисты. В-четвёртых, была проведена успешная высадка морского десанта. Десант смог высадиться на набережные и в район порта практически беспрепятственно, так как на берегу столицы усилиями авиации НАТО совершенно не было средств огневого поражения, которые бы смогли выбить десант на подходе.
Бани-Валид и Сирт
Попытки взять эти города с ходу провалились, отступающие подразделения Каддафи в силу своего отчаянного положения закрепились там и оказали ожесточённое сопротивление врагу, который попытался атаковать практически из походного положения. А далее стали играть роль факторы, которые привели к поражению других попыток захвата этих городов.
Так, сторонникам Муаммара Каддафи помогает сама местность. Бани-Валид – это оазис, то есть область вокруг него, ровная пустыня, в которой практически нет естественных укрытий. Из укрытий только барханы и русло высохшей реки. В городе есть вода, а раз есть вода, есть и значительное количество зелени, т. е. хорошие возможности по укрытию техники, артиллерии. При этом засечь артиллерию подразделений Каддафи с воздуха сложно, позиции открываются только в момент её работы. Авиация ВВС НАТО не в состоянии уничтожить всё тяжёлое вооружение сил Каддафи, пока разведка выдаст целеуказания, пока подлетят ударные самолёты, пока они нанесут удар - пройдет весьма значительное время, за которое можно сменить свою позицию.
Противники Каддафи воюют не только с подразделениями Каддафи, но и местными ополченцами. Это даёт преимущество в знании местности – разведке позиций противника, наблюдением за ним. Уже прошло несколько сообщений об успешном ударе реактивных систем залпового огня подразделений Каддафи по противнику. Видимо, местные хорошо отслеживают скопления сил противника и по ним немедленно наносится удар артиллерии. В такой ситуации незаметно подготовиться к штурму города невозможно. Так, не зря «три штурма» Бани-Валида начинались, судя по информации СМИ, после артудара по скоплениям сил ПНС.
Западное командование не может применить в Сирте и Бани-Валиде опыт Триполи. Предавать и сдать сектор обороны некому, т. е. нет «троянского коня», как в Триполи. Города готовы к обороне. Повстанцы не имеют опыта, да и желания отдавать свои жизни, штурмуя города по настоящему – дом за домом, квартал за кварталом. Самая их боеспособная часть – исламисты, готовы к террористическим атакам, террору, наступлению против дезорганизованного, сломленного противника, но не реальному встречному бою. Сил арабского и западного спецназа для этого также мало, да и не их задача штурмовать города. Необходимы общевойсковые части – бригада или две, усиленные дополнительной бронетехникой, артиллерией.
Итог: для успешного штурма городов Бани-Валид и Сирт, необходимо проводить полноценную общевойсковую операцию. Массированный артиллерийский удар и авиаудар, выдвижение по главным направлениям бронетехники и пехоты, постепенное продвижение штурмовых групп (численность до роты) под прикрытием артиллерийского огня и ударов с воздуха по сильным узлам сопротивления. Проблема в том, что у ПНС такого инструмента нет. Так, под Бани-Валид в основном расположены исламисты. Они способны воевать, как партизаны, не более. К тому же исламисты категорически не нравится командование со стороны Запада, уже сейчас они показывают свой нрав, у них свои планы на счёт Ливии, которые расходятся с планами Рима, Парижа и Лондона. У исламистов нет грамотных общевойсковых командиров, нет оперативного штаба, который бы смог составить грамотный план штурма.
Те же причины действуют и под Сиртом, только там есть ещё одна особенность – под Сиртом основная масса мятежников – это мужики в тапках, с кальянами, с одним магазином на автомат, которые отступают при малейшем сопротивлении. Они вообще воевать не умеют и не хотят. Именно поэтому мы видим всё новые «штурмы», суть которых – это попытка заехать в город, после авиаударов ВВС НАТО и артиллерийских обстрелов. При сопротивлении «снайперов» Каддафи, ополченцев, вся эта «орда» тут же делает ноги.
Поэтому, Запад и хочет протащить через Совет Безопасности ООН решение о посылке «ограниченного миротворческого контингента», видимо, как раз в составе одной-двух усиленных общевойсковых бригад. Затем города возьмут, сообщив всему миру об успешной «гуманитарной операции».