Ближний огневой контакт.

Вроде бы ясно, что ближний бой это бой на короткой дистанции. Но какова она – эта дистанция? Как можно ее определить? Для начала, хотелось бы понять, что такое ближний бой с точки зрения психофизиологии человека. Ведь именно на возможности человека опираются при подготовке стрелков. Не секрет, что человек до 90% информации получает посредством зрения. Расстояние до объекта определяется глазами двумя способами: аккомодацией и дивергенцией. Аккомодация – это свойство хрусталика менять свою кривизну для фокусировки на объект и получения резкого изображения. Дивергенция – это способность определять расстояние до объекта двумя глазами. Аккомодация и дивергенция взаимосвязаны и что для нас важно, проявляют себя наиболее полно на дистанциях до 6-7ми метров.

Способность определять расстояние до цели тесно связана с вестибулярным аппаратом и координацией в пространстве. Опытным путем установлено, что безусловное попадание метательным предметом в цель также возможно на дистанции не выше 7ми метров.

Интересно обратить внимание на тот факт, что в практической стрельбе рекомендуется на дистанциях стрельбы менее 7ми метров, фокусировать взгляд не на прицельных приспособлениях а на мишени, а мушку и целик видеть нечетко, т.к. на таких дистанциях преимущество прицельной стрельбы неочевидно. Легендарный Джефф Купер также указывал, что на дистанциях менее 6ти метров прицельная стрельба затруднена, пистолет малоэффективен и стрелку следует избегать боя на дистанциях менее 6ти метров.
В этом кроется секрет спора Джеффа Купера с Рексом Эпплгейтом: известно, что Купер был сторонником только прицельной стрельбы. А на коротких дистанциях стрелок психологически неспособен оторвать взгляд от источника опасности и следить за прицельными приспособлениями! Поэтому старый спор Джеффа Купера и Рекса Эпплгейта (сторонника интуитивной стрельбы) о том, как стрелять: прицельно или неприцельно, можно было закончить сразу, если бы они оговорили дистанции.

Следует также упомянуть, что дистанции играют роль в общении человека и имеют социальное значение. Психологи утверждают, что максимальная зона личного общения практически никогда не превышает 5ти метров. Это имеет отношение к сторожевым инстинктам человека: все, что попадает в зону радиусом ~ 6 метров от человека привязывает внимание. А внимание, как отмечал еще Павлов – это тот мост который связывает человека с средой и, что очень важно, внимание – это фундамент на котором возникает любая эмоция.

Связанность эмоций и движений неоспорима. В данном контексте неуместно говорить о двигательных реакциях и эмоциональных реакциях отдельно, но только как о эмоционально-двигательных реакциях. Выгодский утверждает, что связь эмоции и движения с раннего детства проявляется на протяжении всей жизни. Это проявляется, не только тогда когда кто-то с остервенением пинает дверь, это ежедневно проявляется в жестикуляциях в разговоре. Эмоция в человеческой жизни присутствует всегда и чем сильнее эмоция, тем выраженнее двигательная реакция. Есть ли лучший пример этой связи эмоции и движения, чем бой?

Эмоция в стрессовой ситуации на столько сильна, что влияет и на химический состав крови и следовательно, на физические ощущения. В кровь поступает адреналин (страх), который повышает тонус мышц и, кстати очень затрудняет прицельную точную стрельбу; норадреналин (агрессия), который повышает тонус мышц, притупляет боль; эндорфин (ярость, эйфория), который стимулирует работу мозга и притупляет болевые ощущения. Эмоция влияет и на зрение – известный факт в бою тоннельное зрение, когда стрелок практически не может использовать периферическое зрение и не видит полной картины боя.

Как видим, влияние сильных эмоций в боевой обстановке на движение помогает быстрее передвигаться, меньше чувствовать боль, быстрее реагировать на происходящее, но затрудняет такие действия, как видение полной картины боя, удержание ровной мушки в прорези прицела и плавный нажим на спусковой крючок. Иными словами, сильное эмоциональное проживание помогает совершать движения грубой моторики и затрудняет (или делает невозможными) тонкую моторику. Причем, при сокращении дистанции между противниками, сила эмоции будет возрастать.

Что такое грубая и тонкая моторика?
На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств уже на 3-4-м мес. начинают развиваться хватательные движения и удары. Вместе с формированием хватательных движений возникают и развиваются простейшие манипуляции с предметами: бросание, трясение, кидание (метание).

Это все грубая моторика – но именно такие движения, как хватание, кидание и удар – это и есть арсенал любого вида рукопашного боя. Мало того, и обезьяны умеют бить палкой и кидать кокосы вполне точно, а уж такое движение, как удар используют в бою и охоте почти все млекопитающие.

Именно рукопашный бой отражает наиболее полно то, как себя ведет и чувствует человек в стрессовой ситуации угрозы жизни. И это очень хорошая подсказка тем, кто занимается подготовкой стрелков к реальному бою. Однако на деле в стрелковой подготовке упор делается на отработку тонкой моторики, которая в бою на ближней дистанции работает плохо.

Тонкая моторика – это более сложные манипуляции с предметами. Например, письмо, рисование, игра на музыкальном инструменте, продевание нитки в иголку или удержание ровной мушки в прицеле и плавный нажим на спусковой крючок. Выход – бесконечные тренировки, чтобы тонкую моторику превратить в инстинктивное движение. Но факт и очень печальный в том, что даже наработанный тысячами повторений двигательный навык может не сработать в том эмоциональном фоне, который возникает в ближнем бою. Это факт подтвержденный нами экспериментально и имеющий простые объяснения:

Во-первых, на тренировке внимание стрелка было направлено на правильность исполнения движения. А в бою оно будет приковано к противнику. И эмоциональный фон этого внимания будет на столько силен, что контроль собственных действий, будет находиться вне сознания человека.

Во-вторых, эмоциональный фон на стрелковой тренировке практически никогда даже не приближается к эмоциям испытываемым в реальном бою. В стрессовой ситуации стрелок будет именно, что не выхватывать, а хвататься за пистолет и рвать его из кобуры, и не досылать патрон, а дергать за затвор (то есть использовать грубую моторику). На тренингах реальных нападений мы увидели очень печальную картину: в условиях имитирующих ближний бой многие стрелки вообще забывали о том, что у них есть оружие, пытались выдернуть вместо оружия телефон, дергали себя за пряжку на поясе – то есть были неспособны воспользоваться оружием.

Фактом является то, что способность быстро поражать цели на большом расстоянии ни в коем случае не является достаточным условием того, что в ближнем бою стрелок также успешно будет поражать цели на меньшей дистанции. Это связано с тем, что в психическом смысле ближний бой гораздо труднее, чем бой где противники находятся на большом удалении друг от друга.

В чем заключается суть понимания разницы между тонкой и грубой моторикой, так это в том, что на навыки грубой моторики можно легко надстроить навыки тонкой моторики. Иными словами, научившись неприцельной стрельбе, умению двигаться во время боя и, главное, ориентироваться в пространстве боя, легко потом надстроить и навык прицельной стрельбы. И нужно обязательно это делать. А вот стрелок обладающий хорошим навыком прицельной стрельбы в статичном положении, будет недоумевать, почему же ему так трудно прицельно стрелять в движении. Да потому, что фон тренировок был статичным. Вот почему, и с этим невозможно поспорить, ловких спортсменов легче научить стрелять, чем хороших стрелков сделать ловкими спортсменами. А у нас еще многие стрелковые инструкторы думают, что умение неспешно стрелять стоя по неподвижной мишени, важнее, чем все остальные боевые навыки, к которым в первую очередь стоит отнести скорость и ловкость, а не умение стоять с вытянутой рукой. Так, что весь вопрос не в том, как стрелять, а в том, чтобы уметь поражать цель в любых условиях.

Эмоциональная память. Это еще один феномен психики. Иными словами, то действие которое требует тысяч повторений в спокойной обстановке для возникновения двигательного навыка, может стать навыком с первого раза, если будет отрабатываться в состоянии сильного стресса. В этом отношении, соревнования, эмоциональная игра, жесткий тренинг дадут больше, чем несколько обычных тренировок. Создание на тренировке эмоционального фона приближенного по своему напряжению к реальному бою – необходимо, если требуется, чтобы стрелок был готов к огневому контакту.

Теперь о том, какое место ближний бой занимает в статистике огневых контактов.
Л.М. Вайнштейн приводит такие данные: 60.8% случаев применения оружия на дистанции менее 10ти метров.
Статистика Великобритании: 86.2% применение оружия на дистанции менее 5ми метров.
Статистика США: 56.6% применение оружия на дистанциях 3-5 метров. В. А. Торопов в своей книге «Огневая подготовка» приводит данные о том, что в США до 90% всех огневых контактов происходит на дистанции до 7ми метров.
Как видим, статистика разных стран несколько различается, но позволяет сделать вывод о том, что бой на предельно малых дистанциях с использованием огнестрельного оружия – это не меньше половины всех огневых контактов. А следовательно, к подготовке правильного поведения в ближнем бою следует обучать.

Обобщив все вышеизложенное, можно предположить, что ближним можно назвать бой, когда противники находятся на расстоянии не более 7ми метров друг от друга. Ближний бой по силе эмоционального проживания гораздо полнее, чем бой на большей дистанции и готовность к ближнему бою – показатель общей высокой подготовки стрелка. В ближнем бою психофизиологические возможности человека проявляются наиболее полно. Эти возможности позволяют человеку стрелять используя грубую моторику, т.е. неприцельно. Ближний бой – случается в половине случаев применения оружия. Навыкам поведения в ближнем бою следует обучать. Обучение должно проходить в форме предусматривающей высокое эмоциональное вовлечение стрелка.

PS.
Одна деталь, которая была сознательно выпущена нами ранее: реакция стрелка на угрозу в виде торможения или возбуждения нервной системы не всегда возникает мгновенно, а выброс в кровь адреналина может вызвать изменение состояния тогда, когда бой уже кончился. Длительность боя в ситуации реального нападения может вообще позволить отказаться от рассмотрения работы адреналина в некоторых случаях. Поэтому, невозможно отрицать важность прицельной стрельбы в огневой подготовке. Единственное, на что хочется обратить пристальное внимание - это то, что важен сам интуитивный выбор стрелком способа стрельбы в ситуации боя. И он должен идти от знания своих возможностей.