ЗАСТАВА 25 ГЕРОЕВ
13 июля 1993 года российские пограничники в Таджикистане первыми на постсоветском пространстве дали отпор международным террористам
Десять лет назад - ранним утром 13 июля 1993 годи 14 групп боевиков общей численностью до 250 человек с территории Афганистана и Таджикистана вероломно напали на 12 пограничную заставу - "Соригор" Московского пограничного отряда. Командовал ими тогда еще мало кому известный террорист Хаттаб. Перед боевиками была поставлена задача - захватить часть территории и объявить о создании на ней исламского халифата.
Впервые на постсоветском пространстве российским пограничникам пришлось столкнуться с натиском банды международных террористов. В тяжелом и кровопролитном бою пограничники не дрогнули. Враг был остановлен. На поле боя боевики оставили 80 трупов.
Защищая таджикскую территорию, серьезные потери понесли и россияне. В бою погибло 22 пограничника и трое военнослужащих 201-й мотострелковой дивизии.
Зажатая горными вершинами застава "Соригор" представляла собой идеальную мишень для обстрела. Действительно, участок этой заставы не сахар. На таджикско-афганской границе это, своего рода, мертвая зона. Чтобы разведывательно-поисковой группе добраться до соседней 11-й заставы, уйдет не менее двух, а то и трех дней. Ползти приходится по ущельям и почти по отвесным скалам. Лучшего места для нападения бандиты и представить себе не могли.
Между тем, нельзя согласиться с утверждениями о том, что застава была совершенно беззащитна. Ее территория находится на приличном возвышении между двумя ущельями Каферкаш и Сулайман-Дара. Фактически со всех трех сторон "Соригор" окружает крутой подъем. Обстреливать ее с господствующих высот, конечно, можно, но если личный состав сидит в окопах, то выбить его так просто не получится.
Ворваться на заставу можно только с одной стороны - со стороны въездной дороги. Оттуда, собственно, и прорвались боевики на рассвете 13 июля 1993 года. Однако взять заставу тихо и без потерь, захватить пленных и начать диктовать свои условия у них не вышло. Вся эта их тщательно подготовленная и продуманная до мелочей лучшими иностранными советниками и инструкторами операции была безнадежно сорвана из-за стойкости пограничников.
О том, каким напряженным был тот бой сегодня свидетельствуют обугленные развалины некогда помещения заставы и домика офицеров, подбитая БМП с башней, развороченной то ли от прямого попадании мины, то ли от взрыва боекомплекта.
Говорят, что экипаж БМП-2 в составе Кусюнбаева, Николашкина и Халитова не успел забраться в "броню". Некоторое время, заняв позиции поблизости, они отбивали от боевой машины бандитов, которые отчаянно пытались ее захватить. На помощь мотострелкам подоспел уже раненый Елизаров. Собственно, это спасло от верной гибели многих пограничников. Свои минометы, гранатометы и ракетные комплексы духи были вынуждены ненадолго перенацелить с казармы на БМП-2, что и позволило многим пограничникам выскочить из здания и занять свои позиции в окопах.
После гибели экипажа, Елизаров отошел к питомнику служебных собак и уже оттуда еще два часа сдерживал нападающих моджахедов. Когда заставу отбили обратно, то возле питомника обнаружили 16 трупов боевиков.
Помимо вышеназванных, это были еще Иван Майборода, Михаил Куликов, Сергей Борин, Игорь Филькин, Рабодан Магомаев, Сергей Симонов, Хуршет Валиев, Сергей Сущенко, Мирбако Додиколонов, Ренат Ахунов, Дмитрий Пономарев, Николаи Пухов, Сергей Евланов. Своей беспримерной стойкостью они смешали оппозиции все карты. В результате, вместо надежного плацдарма для наступления вглубь таджикской территории, защищенного от ударов авиации пленными пограничниками, банда головорезов, оставляя кровавый след, была вынуждена откатиться обратно в горы Афганистана и долго зализывать там свои раны. Больше всего бандитов бесило то, что они не могли взять пленных, чтобы прикрыться ими от ударов авиации и артиллерии. В их руки попадали только убитые и смертельно раненные пограничники. В диком бешенстве им ничего не оставалось, как кромсать их тела.
Владимира Елизарова бандиты забросали гранитами и, добравшись до него, отсекли голову, которую затем бросили в вольер к собакам. Но даже животные, забившиеся по углам вольера, не смогли смотреть на эту дикую жестокость.
На продскладе, в холодильнике, где хранилось мясо, эти выродки подвесили убитых пограничников на крючья.
Содранная кожа, обугленные на кострах тела раненых... Все это говорило о том, что морально-нравственная и духовная основа совершавших такие злодеяние существ (назвать их людьми не поворачивайся язык) однозначно является ущербной. Ведь они хотели не убедить нас в своей правоте, а попросту запугать. Но не вышло.
В настоящее время 12-я пограничная застава, бывшая "Соригор", а ныне имени 25 героев перенесена выше в горы. Здесь не хватает буквально нескольких метров, чтобы считать ее высокогорной со всеми причитающимися льготами. Высокогорных льгот нет, но зима здесь самая настоящая. В снежных заносах приходится пробивать тоннели. Добраться до туалета или хоздвора становится очень серьезной проблемой. После снежного бурана застава остается отрезанной от внешнего мира по много дней. Если к этому добавить, что вода здесь привозная и нет промышленного электроснабжения, то служба получается ничуть не лучше, чем в Забайкалье или на Дальнем Востоке. По-летнему тепло здесь бывает только с июня по октябрь.
Застава не стала мемориалом, здесь идет обыкновенная пограничная служба: уходят в горы наряды, идем боевая учеба, решаются многочисленные хозяйственные вопросы.
В конце прошлого года на участке заставы была проведена операция по изъятию наркотиков из схронов наркокурьеров. На зачистку местности из Московскою отряда "подтянули" до 300 пограничников. Активно задействовали авиацию и взяли до 800 кг различных наркотиков.
О бое десятилетней давности напоминает обелиск с именами 25 героев и аллея из 25 деревьев, ну и конечно же память.
Подвиг совершенный здесь десять лет назад и пролитая кровь российских пограничников не стали пустой жертвой. Эта жертва принесла в конечном итоге мир на землю Таджикистана.