УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ АЛЬПИНИСТОВ
СПАСАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Каждая самодеятельная группа, каждый участник лагеря или повода должны помнить, что советский альпинист обязан по первому зову идти на помощь потерпевшим бедствие в горах. Если группой альпинистов принят тревожный сигнал, она немедленно прекращает восхождение и целиком переключается на спасательную работу, безоговорочно подчиняясь ее руководителю. Группа, терпящая бедствие, обязана немедленно дать сигнал об этом. Были случаи, когда альпинисты, думая, что они обойдутся своими силами, в конце концов только ухудшали свое положение.
Все восхождения регистрируются у начальников спасательных пунктов. Сеть этих пунктов за последние годы выросла в несколько раз и охватывает почти все горные районы. Группа, уходящая на восхождение, как правило, оставляет сведения, куда и в каком количестве она отправляется, оставляет точные кроки пути и указывает сроки возвращения. Начальники спасательных пунктов имеют право изменять или запрещать маршруты, если у группы отсутствует необходимое снаряжение или участники ее малоподготовлены.
Группа, уходящая в малопосещаемый район, обязана маркировать путь, а в условных пунктах оставлять записки о дальнейшем пути. По возвращении группа сообщает об этом в тот лагерь или базу, где следят за ее контрольным сроком.
При аварии надо возможно скорее оказать первую помощь на месте аварии и быстрее транспортировать пострадавшего к месту, где могут подать .врачебную помощь.
Немедленно после аварии больной помещается в место, безопасное от лавин и камнепадов. Надо поднимать пострадавшего, подходя к нему с той стороны, где у него меньше повреждений. При тяжелых переломах пострадавшего одновременно подымают несколько человек: один поддерживает ноги, другой — седалище, третий — верхнюю часть тела. Пострадавшему ослабляют части одежды, стягивающие тело: ремни, пуговицы воротника, шнурки ботинок. В горах пострадавшего обычно не раздевают. Зимой рекомендуется снять с него обувь и завернуть конечности в бумагу, надеть сухие носки ч перчатки.
При затрудненном дыхании пострадавшему нужно придать сидячее или полулежачее положение, подкладывая ему под спину и под согнутые колени свернутую одежду и мягкое снаряжение. При переломах ребер накладывается широкая тугая повязка; больной укладывается на тот бок, где обнаружен перелом. При переломе конечности, например, голени, с больного обязательно снимается ботинок, и накладывается, фиксирующая повязка (шина).
Пострадавшего доставляют вниз с конечностью, закрепленной в горизонтальном положении, тем самым предохраняя от резкой отечности. При переломах конечностей, особенно бедренных костей, больного переносят головой к долине, избегая давления верхней части тела на поврежденный участок. При переломе позвонков — шейных, грудных и пояснично-крестцовых, при всех серьезных повреждениях черепа доставка больного производится особенно аккуратно. Пострадавший обязательно укладывается на твердое основание, например, на доску или на скрепленные вместе четыре лыжи. Доска покрывается тонким слоем материи. Переноска производится в горизонтальном положении или с некоторым наклоном головой к долине, чтобы позвоночник был в несколько растянутом состоянии.
При всех случаях серьезных увечий и повреждений немедленно вызывается спасательный отряд, так как группе в три или даже четыре человека трудно транспортировать пострадавшего по скалам или ледовым участкам.
При открытых переломах очень часты обильные кровотечения. Тогда на кровоточащий участок накладываются давящая стерильная повязка и лед. Доставка пострадавшего производится с приподнятой вверх конечностью. Во время длительного перехода с больным надо плотно забинтовать кровоточащий участок, но так, чтобы кровообращение не нарушалось. В пути необходимо контролировать состояние конечности. Если заметно посинение и появились мурашки, надо немедленно перебинтовать и ослабить повязку. Шины и другие выступающие части приспособлений для транспортировки не должны натирать тела пострадавшего, такие места обертываются материей или бинтом. При бинтовании оставляются незабинтованными пальцы, по которым и контролируется кровообращение в конечностях.
При переломах необходимо фиксировать, закрепить поврежденный участок, для чего альпинист использует свое снаряжение. Конечность фиксируется таким образом, чтобы захватить два соседние сустава. При переломах конечностей используется ледоруб, при переломах кисти или ступни—картон от записной книжки, планшет, ложка, ледовые и скальные крючья, при переломах бедра— лыжные палки или лыжи.
Рис. 32. Переноска пострадавшего в вывернутом рукзаке.
Вдали от селений и лесной зоны, среди труднопроходимых ледовых и скальных участков приспособлением для транспортировки пострадавшего служат прочные и хорошо пригнанные носилки. Носилки и другие приспособления для переноски больного должны отличаться быстротой и простотой изготовления из подручного материала, должны быть пригодными для спуска по ледяным и скальным отвесам.
Если несчастье произошло в группе из двух альпинистов и больной может транспортироваться сидя, используется рукзак, который освобождается от вещей, лямки застегиваются на последнее отверстие. Вывернутый вверх дном рукзак кладется на выступ, примерно на высоте талии транспортирующего. Больной садится на нижнюю треть рукзака, и, как обычно, лямки рукзака надеваются на плечи транспортирующего. Больного переносят на спине, руки у транспортирующего свободны от поддерживания пострадавшего, поскольку тот плотно прижимается к спине. Такой способ очень удобен.
Таким же образом используется веревка, которая свертывается в несколько петель и надевается, как рукзак. Под больного подкладывается петля, верхняя часть которой надевается, как лямки рукзака. При более тяжелых ранениях, когда больного необходимо транспортировать в лежачем положении, используются носилки, для чего берутся два шеста по 2,5 м длиной и шесть полуметровых перекладин. Ширина носилок не должна превышать 50 см, так как при транспортировке руки носильщиков должны быть опущены вертикально. Два шеста кладутся на землю на расстоянии 50 см один от другого, укрепляются с двух сторон перекладинами на расстоянии 40 см от каждого конца шеста. Поперечины укрепляются параллельной вязкой. Третья перекладина помещается на 10 см вовнутрь от крайней и идет под основными шестами, три остальные перекладины идут на изголовье.
Рис. 33. Переноска пострадавшего на свернутой веревке.
Две следующие перекладины вставляются между передними параллельно основным шестам и скрепляются в верхней своей части оставшейся поперечной. Затем носилки заплетаются куском репшнура. Репшнур кладут зигзагообразно посредине носилок, заплетается половина свободного пространства, причем шнур проходит сверху по продольному шесту, перекрещиваясь обходит под ним и уходит к противоположному шесту. Вторым концом проделывается то же самое, с той только разницей, что в середине при каждом зигзаге репшнур обкручивается вокруг первых петель, образуя таким образом ромбовидное плетение. К концам носилок привязываются лямки, длина которых зависит от роста носильщика, в верхней части они обкручиваются материей, чтобы не натирать плечи носильщиков.
В тех случаях, когда нет шестов и перекладин, можно соорудить приспособление для транспортировки из одного шеста, длиной в 2—3 м. Больной завертывается в палатку или в спальный мешок, подстегивается в основном в четырех точках: у головы, в плечах, у таза и в ногах. Для прикрепления можно использовать репшнур, обмотанный материей, или крепкие поясные ремни. Необходимо следить, чтобы не провисала голова. Транспортировка по фирну и снегу производится на салазках из четырех лыж. Лыжи укладываются на равном расстоянии между собой так, чтобы ширина салазок была 60— 65 см. С лыж снимаются ремни и крепления. От лыжной палки или от ледоруба отрезаются два куска по 65 см, одна из этих перекладин прикрепляется к основанию креплений, выдаваясь на 5 см с каждой стороны, и закрепляется крестообразно, в несколько раз. Вторая перекладина укрепляется в носковой части лыж также с запасом по 5 см с обеих сторон. Постромками служит длинный кусок репшнура (5 м). В середине постромок делают свободную петлю длиной в 1,5 м, привязывая ее к концам передней поперечины. Свободные концы перекрещиваются и ведут ко второй поперечине, укрепляясь на ее концах. Оставшиеся после этого концы постромок служат для придерживания салазок сзади. Привязывая постромки, необходимо следить, чтобы при движении тяга распределялась равномерно. Салазки застилаются теплыми вещами.
Транспортировка по скалам
Продвижение по скалам с пострадавшим очень сложно. Знание скальной техники и умелая работа с веревкой решают здесь быстроту и успех продвижения. Если альпинист имеет ранения голени или ступни, он еще может пользоваться на крутых и отвесных участках седлом. Для этого берутся два куска репшнура таких размеров, чтобы длина их, сложенных вдвое, была равна длине развернутых рук. Один из таких кусков связывается петлей, второй одним концом завязывается на груди. Получается завязанный на груди репшнур со свободным концом и петля.
Пострадавшего усаживают на сложенную петлю, берут за середину между ног, выравнивая все три конца. Все это сооружение застегивают карабином, карабином же застегивают грудную петлю. Пострадавший сидит на двух петлях и поддерживается за грудную петлю, предохраняющую от опрокидывания в случае потери сознания или освобождения рук от основной веревки. Свободный конец грудной петли используется для дополнительной страховки узлом Пруссика. После того как седло связано целиком, карабин застегивается для спуска на основную веревку. Пострадавший одной рукой держит расправленный узел Пруссика, а второй рукой подает веревку, чтобы она свободно вытравливалась в карабине. Для спуска выбирается такое место, где опустившийся больной может сесть.
При спуске тяжело пострадавшего носилки или шест закрепляются с обоих концов веревками, два альпиниста встают по бокам носилок, приготовляясь к спуску дюльфером. Спускающиеся товарищи должны быть на специальном, добавочном охранении. Транспортирующие берутся затем за носилки или шест, чтобы оттягивать их от склона. Для этого конец шеста или носилок кладется в согнутый локоть или на выдвинутую вперед ногу, обращенную непосредственно к носилкам. Добавочно к концу шеста привязывается веревочная петля, которая надевается через плечо транспортирующего.
При всех случаях спуска по скалам необходимо следить за тем, чтобы не вызвать веревкой камнепада; для этого высылается вперед связка опытных альпинистов, которые находят удобный и безопасный путь.
Транспортировка по фирну и по снегу.
Самый выгодный состав для транспортировки по фирну и снегу—6—8 человек. Для охранения употребляются альпенштоки, лыжные палки, на плотном фирне — ледорубы. При подъемах два человека выходят с нижним охранением на всю веревку, закрепляются, загоняя в снег лыжную палку или альпеншток. Остальные становятся по бокам салазок. По команде “подтягивай” верхние подтягивают, а нижние во избежание рывка приподымают салазки, проталкивая их вперед. Когда остается 2 или 3 м для сближения, сопровождающие встают, принимая охранение, затем верхние повторяют снова те же приемы. При спуске все это проделывается в обратном порядке.
Во время всего процесса транспортировки по снежным склонам необходимо следить за состоянием снега на склоне, чтобы не попасть под лавину. Если нет возможности обойти лавинный склон, тогда вся работа производится с небольшим числом людей. Остальные следят за состоянием снега, выставляя специального сигнальщика.
Транспортировка в долине
Больной, доставленный в долину, может быть прикреплен на тех же носилках между двух лошадей. Лошади ставятся цугом на расстоянии, превышающем длину носилок или шеста по 50—80 см с каждой стороны. Носилки привязывают веревками, идущими от каждой стороны носилок к седлу или чрезседельнику. Уровень привязей должен быть одинаковым. Идущие сбоку товарищи удерживают носилки от боковой качки.
При транспортировке на автомашине больного с серьезными повреждениями черепа или позвоночника, машину загружают песком на половину ее подъемной возможности. Загрузка несколько увеличивается над задними колесами. Больной укладывается поперек автомашины, ближе к кабине шофера. Перевозка пострадавших в пустой автомашине опасна. Темп движения автомашины зависит от состояния больного и при хорошей дороге составляет в среднем 15 км в час.
Извлечение из трещин и лавин
Извлечение провалившегося в трещину должно происходить очень быстро, в противном случае пострадавший может замерзнуть. Немедленно после аварии необходимо установить, в каком состоянии находится провалившийся. Если пострадавший имеет возможность передвигаться и помочь себе сам, ему спускают одну-две веревки, и он по способу Пруссика или на стременах подымается вверх. Если пострадавший находится в беспомощном состоянии, спустившийся к нему извлекает его с помощью товарищей.
При лавинных катастрофах необходимо немедленно после аварии спуститься на место лавинного цирка (если есть возможность) и осмотреть поверхность в поисках выступающих частей одежды, снаряжения или тела.
Обязательно выставлять сигнальщика, который находится на расстоянии видимости и слышимости и при повторной лавине предупреждает товарищей, имея возможность укрыться. Если по наружным признакам удалось обнаружить пострадавшего, надо немедленно откопать его, положить на теплые вещи, очистить от снега рот, нос, уши и приводить в сознание. Если по наружным признакам найти пострадавшего не удалось, вызывается спасательный отряд; место катастрофы маркируется.
Когда нужно вызвать помощь в горах, прибегают к специальным тревожным сигналам. Сигналы подаются через каждые 10 секунд: 6 раз в минуту дается какой-либо сигнал. Днем выкладывается темная материя на снегу, на скалах размахивают белым платком, на леднике—красной тканью. Ночью применяется сигнальная ракета или фонарь, который выставляется и затем прячется. Если сигнал принят, немедленно дается ответный, который подается каждые 20 секунд, три раза в минуту, через равные промежутки времени.