29 июля 1974 года начальник Седьмого управления КГБ СССР Михаил Милютин получил приказ от председателя КГБ СССР Юрия Андропова приступить к созданию подразделения, способного противостоять терроризму. Позже журналисты дадут ему яркое и запоминающееся название - «Альфа». Тогда же имя было значительно скромнее - группа «А».
К формированию группы приступили сразу же после приказа. В первый состав подразделения было набрано около тридцати человек. Это были лучшие люди, которыми на тот момент располагал КГБ. Они обладали не только великолепной физической и боевой подготовкой, но и отличным образованием - достаточно заметить, что среди первых бойцов «Альфы» был выпускник юрфака, а также люди, окончившие авиационный техникум и педагогический институт.
Первым командиром подразделения стал человек-легенда тех времен, участник событий на острове Даманский, Герой Советского Союза майор Виталий Бубенин. После того, как группа была сформирована, альфовцы приступили к первым тренировкам. Первые годы службы давались бойцам с особым трудом. Борьбой с терроризмом в те годы еще только начинали заниматься, так что многое было в новинку. Долго подбирали экипировку - она должна была стать максимально комфортной, практичной и бесшумной. Разрабатывали спецсредства, с помощью которых можно обезвредить террористов с минимальным риском для заложников. Проводили множество тренировочных операций, пробуя самые различные тактики и отрабатывая поведение в экстремальных ситуациях и так далее, и так далее.
В штабе подразделения постепенно накапливались планы всех важных «стратегических» объектов, существовавших в Москве и СССР: посольств, вокзалов, аэропортов, мест крупного скопления людей. По каждому объекту имелись собственные тактические наработки. Изучалось устройство разнообразных транспортных средств: самолетов, кораблей, автобусов и тому подобного. Особое внимание уделялось психологической подготовке всех бойцов группы, ведь они работали с террористами - людьми непредсказуемыми, часто находящимися на грани нервного срыва. Нередко с помощью переговоров их удавалось нейтрализовать без единого выстрела.
Но были и ситуации, когда единственным выходом было физическое устранение противника. Надо было действовать очень быстро - всего несколько лишних секунд, потраченных на раздумья, могли привести к срыву операции и гибели заложников.
Далеко не все бойцы прижились в «Альфе». Бывший пограничник Бубенин, откомандовав подразделением четыре года, попросился обратно на границу. Новым командиром подразделения стал генерал-майор Геннадий Зайцев, который пробыл на этой должности десять лет.
С каждым днем группа «А» становилась все профессиональнее. Все, кто сталкивался с ней во время армейских учений, были поражены высочайшим уровнем подготовки личного состава.
Первой операцией была операция по обезвреживанию Юрия Власенкова, 28 марта 1979 года проникшего на территорию посольства США и потребовавшего выдачи ему американского гражданства. В случае невыполнения требования он угрожал взорвать здание при помощи самодельного взрывного устройства.
В 14 часов 25 минут второй секретарь посольства США провел в консульский отдел здания некоего советского гражданина. Причина подобного необдуманного поступка окончательно не ясна до сих пор. Существует версия, что у Власенкова были «свои люди» в посольстве, благодаря которым он беспрепятственно преодолел все посты охраны, неся на теле два килограмма мощной взрывчатки. Палец «посетителя» все время лежал на спусковом кольце, и один рывок мог привести к активации взрывателя.
Вскоре после того, как диссидент предъявил свои требования, к посольству прибыла «Альфа». Попытки переговоров ни к чему не привели. Тогда в комнату, где находился объект, забросили несколько гранат со слезоточивым газом. Когда Юрий разбил окно, чтобы подышать, он тут же открылся для снайпера «Альфы». Мгновенный выстрел поразил Власенкова в руку, лежащую на опасном кольце. Раненый диссидент дернул кольцо, и взрывчатка рванула. К счастью, лишь частично - не сработало третье, самое разрушительное отделение заряда. Поэтому взрывная волна повредила только комнату, где находился террорист. Жертв, за исключением Власенкова, не было.
Следующая операция «Альфы» состоялась в конце 1979 года. На этот раз подразделению предстояло заняться делом, несколько не связанным с типичными антитеррористическими задачами. Группу альфовцев, получившую название "Гром", направляли в Афганистан. Там, вместе с еще одним спецподразделением КГБ под кодовым названием «Зенит» и «мусульманским батальоном» спецназа ГРУ, они должны были штурмовать дворец афганского лидера Хафизуллы Амина. Это была очень сложная и отчаянная операция. Сейчас же хочется отметить всего два момента. Во-первых, численное и тактическое преимущество было совсем не на стороне спецназовцев - дворец охраняли многочисленные подразделения и танки афганской армии. У наступающих же были только два зенитно-артиллерийских комплекса "Шилка", а также несколько БМП и БТР. Впоследствии аналитики, изучавшие операцию, пришли к выводу, что у "Грома", "Зенита" и "мусульманского батальона" практически не было шансов на успех. Однако они победили. По воспоминаниям самих участников штурма, одержать верх над противником им помогло именно ощущение безысходности, отчаянности собственного положения. Во-вторых, следует учитывать, что штурм охраняемых дворцов вообще-то не является специализацией «Альфы» - ее готовят для борьбы с терроризмом. И тем не менее, подразделение справилось с поставленной задачей.
Вернувшись из Афганистана, альфовцы вновь приступили к своему основному занятию. В 1981 году два вооруженных террориста взяли в заложники 25 учеников средней школы. Силами группы «А» заложники были спасены, а террористы обезврежены. В 1983 году семеро бандитов захватили самолет Ту-134, на борту которого находилось пятьдесят семь пассажиров и семь членов экипажа. Во время захвата было убито три человека. Несмотря на требования террористов посадить борт в Турции или Израиле, самолет пошел на посадку в Тбилиси. Там, после неудачных переговоров, авиалайнер штурмовала «Альфа». В результате все террористы оказались нейтрализованы, а заложники освобождены.
Нередко бойцам подразделения приходилось спешно искать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, в сентябре 1986 года два вооруженных военнослужащих внутренних войск захватили приземлившийся в Уфе самолет Ту-134А, на борту которого находилось семьдесят шесть пассажиров и пять членов экипажа. После убийства двух заложников террористы потребовали вылета в Пакистан. Ситуацию значительно усложняло еще и то, что захватчики сами проходили службу в нештатной группе по борьбе с терроризмом и были прекрасно знакомы с методами работы штурмующих. Поэтому они тут же закрыли практически все пути проникновения в самолет, оставив «Альфе» всего два входа - с хвоста и из кабины. Оба этих варианта не подходили, так как слишком велика была вероятность поразить заложников во время штурма. Альфовцам спешно пришлось отрабатывать на стоявшем неподалеку аналогичном самолете совершенно новый вариант захвата, при котором группа входила в салон без оружия и защитного обмундирования. Это позволяло им бесшумно приблизиться к противнику и попробовать обезоружить его голыми руками. Да, один или несколько альфовцев вполне могли попасть под огонь, однако на тот момент это был единственный вариант с высокой вероятностью успеха.
Впрочем, идти с голыми руками на вооруженного противника бойцам все же не пришлось. Параллельно с подготовкой к штурму шли активные переговоры с преступниками, результатом которых стало освобождение значительной части заложников. Кроме того, удалось затянуть время: террористы занервничали и потребовали наркотики. Их требование было выполнено, однако к наркотикам было подмешано сильнодействующее снотворное. В результате его действия один из террористов уснул, а второй решил отпустить заложников, после чего стал приводить в чувство своего сообщника. В этот момент группа «А» пошла на штурм. Один из бандитов был ликвидирован, второй - ранен. Спецназовцы потерь не понесли.
Были в истории «Альфы» и операции, которые прошли вообще без единого выстрела. Например, события, произошедшие в декабре 1988 года, когда четверо террористов захватили автобус с учительницей и тридцатью двумя учениками. Тогда в результате многочасовых переговоров удалось освободить заложников за счет выдачи бандитам оружия, бронежилетов, денег и самолета в Израиль. Перед самым взлетом «Альфа» уже готовилась пойти на штурм, но в последний момент получила «отбой» - с израильтянами была достигнута договоренность о возвращении преступников. В конце 80-х годов «Альфа» насчитывала более пятисот человек личного состава. Помимо центральной базы существовали отдельные подразделения в Минске, Киеве, Алма-Ате, Краснодаре и Екатеринбурге. После распада Советского Союза первые три отделения вышли из состава подразделения.
Самой «Альфе» пришлось выполнять разнообразнейшие задачи, начиная от борьбы с вооруженными бандами и заканчивая захватом Вильнюсского телецентра в 1991 году. Когда КГБ прекратил свое существование, подразделение перешло в ведомство Главного управления охраны Российской Федерации. А в августе 1995 года «Альфа» вернулась в состав Федеральной Службы Безопасности и преобразована в управление «А». Подчинялась Антитеррористическому центру ФСБ (с мая 1997 г. - Департамент по борьбе с терроризмом). 8 октября 1998 г. управление «А» и вместе с управлением «В» образовали Центр специального назначения (ЦСН) ФСБ. В Москве служит более двухсот альфовцев, кроме того, существуют отдельные подразделения в Краснодаре, Екатеринбурге, Хабаровске и Сочи.
«Альфа» по праву считается элитой и всегда получает новейшее вооружение и оборудование. Бойцы постоянно повышают свои боевые навыки на собственной тренировочной базе. Им приходится регулярно совершать командировки в «горячие точки».
Практически все мировые специалисты по антитеррору считают «Альфу» одним из лучших подразделений по борьбе с терроризмом. Ее бойцы обладают уникальным опытом, который они в любой момент могут применить против своих противников.
ОПЕРАЦИИ:
28 марта 1979 года - Москва (посольство США).
27 декабря 1979 года - Кабул. Афганистан.
17 декабря 1981 года - Сарапул, Удмуртская АССР.
19 ноября 1983 года - Тбилиси.
20 сентября 1986 года - Уфа.
1 декабря 1988 года - Минеральные Воды.
10 мая 1989 года - Саратов.
11 августа 1990 года - Сухуми. Абхазия.
11-12 января 1991 года - Вильнюс.
19-21 августа 1991 года - Москва.
4 октября 1993 года - Москва (Белый дом).
23 декабря 1993 года - Минеральные Воды - Махачкала.
27 мая 1994 года - Махачкала - Бачи-Юрт.
17 июня 1995 года - Будённовск.
Октябрь 1995 года - Москва (Васильевский спуск).
18 января 1996 года - посёлок Первомайский. Дагестан.
20 декабря 1997 года - Москва (посольство Швеции).
Осень 1999 года - Дагестан.
1999-2001 годы - Чечня.
31 июля 2001 года - Минеральные Воды.
26 октября 2002 года - Театральный центр на Дубровке (Москва)
1-3 сентября 2004 года - Террористический акт в Беслане