Маленькие хитрости боя.

Боевые уставы российских Вооруженных Сил пока отражают лишь суть классического общевойскового боя, в котором действия любого подразделения под¬держиваются артиллерией, бронетехникой, авиацией. Расхожей стала фраза о том, что мы все время гото¬вились к войне минувшей, утрачивая бесценный опыт малых военных конфликтов. Не обобщался и не изу¬чался в войсках опыт разгрома бандеровских форми¬рований на Украине и «лесных братьев» в Прибалти¬ке, операций в Венгрии (в 1956 г.) и Чехословакии (1968 г.), сражений в Китае и Корее, боевых действий во Вьетнаме, боев в Конго и Сомали. Наконец, труд¬но назвать хорошо усвоенным опыт двух недавних ма¬лых войн — в Афганистане и Чечне. После Великой Отечественной войны наши солдаты и офицеры вое¬вали в общей сложности в 20-ти странах мира. Но, как это ни странно, способы ведения тех боевых дей¬ствий не нашли достаточного отражения в наших боевых уставах.
В ходе конфликтов малой интенсивности (именно к таким относится война в Чечне, в которой уча¬ствовало около 1 /30 от общего числа воинских фор¬мирований России) подразделениям регулярной армии зачастую приходится воевать с незаконными воору¬женными формированиями (НВФ). Они предпо¬читают вести действия по партизанскому типу, на¬вязывая бои на закрытой местности (в горах, лесах, джунглях, населенных пунктах), где противоборству¬ющие стороны, как правило, разделяют лишь несколь¬ко десятков метров. Тактику связывания противника ближним боем вьетнамцы называли термином «захват за пояс», американцы именовали «связыванием рук».
В таких условиях бронетехника становится неэф¬фективной, а огонь артиллерии и авиации представ¬ляет угрозу для своих войск. В результате вести бой подразделению приходится своими силами, используя только штатное носимое вооружение. По своему ха¬рактеру ближний огневой бой на закрытой местности представляет серию локальных схваток, успех в ко¬торых определяется навыками и умениями каждого бойца, а у командиров отделений и взводов нет воз¬можности командовать своими подчиненными, по¬скольку их слышат только 2—3 находящихся рядом солдата.
Существуют маленькие хитрости, помогающие вы¬живать в ближнем бою.
Чтобы успешно оценить обстановку в таком виде боя, командирам следует научиться на слух, по плот¬ности огня противника определять его численность, вооружение, расположение на местности, и где он со¬средотачивает основные усилия. К сожалению, оцен¬ке противника на слух по силе огня не учат ни в од¬ном военном училище.
Каждый стрелок должен самостоятельно выбирать себе цели и поражать их (гранатометчик — технику, укрепления, скопления живой силы; пулеметчик — ог¬невые средства и скопления живой силы; снайпер — командиров, водителей, связистов и т.д.).
Но, кроме этого, каждый командир должен давать целеуказания своим подчиненным на поражение важных целей. Для этого командиры отделений, взводов и рот должны иметь 1—2 магазина, полностью снаряженных трас¬сирующими патронами. Для целеуказания достаточ¬но подсоединить этот магазин и выстрелить 2—3 раза одиночными выстрелами в сторону нужной цели. Ос¬тальные стрелки, заметив трассу от первой пули, по 2-му и 3-му выстрелам уточняют расположение цели и сосредотачивают на ней огонь.
Хитрости гранатометчика
Следует уточнить, что отряды НВФ широко при¬меняют ручные гранатометы. Накопленный в Афга¬нистане объединенными силами моджахедов огромный опыт боевого применения РПГ-7 широко распростра¬няется по другим горячим точкам. В условиях недостатка артиллерии на РПГ возлагается дополнительная задача по «артил¬лерийской» поддержке боевых действий, которая иногда осуществляется более эффективно, чем огнем артиллерии. В НВФ в этих целях создают специаль¬ные группы гранатометчиков для ведения в бою мас¬сированного огня. Особенностью тактики таких групп является то, что бронетехника уничтожается последовательным сосредоточением огня нескольких РПГ (иногда свыше десятка) по одному бронеобъекту с расстояния от 20-ти до 50-ти метров. От такого огня не спасает даже динамическая защита и дополнитель¬но устанавливаемые экраны. Средства защиты сбива¬ются первыми выстрелами, после чего гранатометчи¬ки поражают технику в уязвимые места.
Гранатометчики НВФ активно используют РПГ и для ведения огня по открыто расположенной живой силе. Даже при использовании кумулятивных боепри¬пасов личный состав поражается осколками и взрыв¬ной волной в радиусе до 4-х метров. Кроме того, в Афганистане моджахеды использовали осколочные гранаты к РПГ-7 египетского и китайского производ¬ства. Отмечены случаи применения таких гранат и в Таджикистане, причем не только по живой силе, но и по бронетехнике (для выведения из строя приборов на¬блюдения). В Чечне отмечалось использование само¬дельных осколочных гранат, когда чеченцы головную часть кумулятивных гранат обматывали проволокой или обкладывали закрепляемыми изолентой осколка¬ми либо дополнительным зарядом тротила (2-4 200гр. шашки). Говорить о точности стрельбы не приходится, но массированный огонь из РПГ по окнам зданий, по живой силе находящейся в укрытиях, оказыва¬ет сильное деморализующее воздействие.
Огневая позиция гранатометчика в момент выст¬рела демаскируется характерной вспышкой и бело-си¬зым дымом. Хорошо заметен и полет гранаты по сле¬ду от работающего двигателя. Если вы на поле боя заметили такую вспышку и трассу гранаты, то необ¬ходимо подать команду, например: «Вспышка, ло¬жись!» Ваши подчиненные по этой команде должны лечь на землю (за укрытие) и закрыть уши руками. При выполнении этих требований, при близком раз¬рыве кумулятивной гранаты, даже если вы находитесь на открытой, ровной, без укрытий площадке, высока вероятность, остаться живым и невредимым.
Хорошо маскируют огневую позицию гра¬натомета заросли высокого (до 2-х метров) кустарни¬ка, камышей, посевов кукурузы и других травянистых растений. Но надо помнить, что в направлении стрельбы не должно быть растительности, препятству¬ющей полету гранаты (для недопущения взрыва гра¬наты при задевании веток и травы защитный колпа¬чок с взрывателя снимать не следует).
Для подавления огневых точек на склонах гор и верхних этажах зданий применяется ведение огня из РПГ несколько выше укрытий, чтобы поразить про¬тивника не только осколками и взрывной волной ра¬зорвавшейся гранаты, но и откалывающимися при взрыве кусками камня и бетона.
В бою для прикрытия гранатометчика следует обя¬зательно назначить 1—2 солдат. Они должны унич¬тожать опасных для гранатометчика стрелков против¬ника, давать ему целеуказания, следить за тем, чтобы гранатометчик как можно чаще менял позицию (луч¬ше всего после каждого выстрела). Дело в том, что после 2—3-х выстрелов гранатометчик перестает слы¬шать звуки боя и команды. А если выстрелы попада¬ют в цель, гранатометчики входят в нездоровый азарт, забывая о мерах предосторожности. Поэтому за ними обязательно должны наблюдать бойцы прикрытия.
В боевых условиях гранатомет следует переносить со вставленной в ствол гранатой. Если стоит дождли¬вая, сырая погода, то на гранату и ствольную часть гранатомета нужно надеть полиэтиленовый пакет, так как бумажная изоляция порохового заряда легко ув¬лажняется, что приводит к полной непригодности по¬рохового заряда. Чтобы пакет не слетел, его следует прикрепить к стволу, обвязав шнуром. Перед выст¬релом пакет можно не снимать, стрельбе он не слишком меша¬ет. Дополнительные гранаты с присоединенными порохо¬выми зарядами можно переносить на плече с по¬мощью быстросъемного приспособления из веревочного ремня. Таким способом гранаты могут переносить как гранатометчик, так и его помощники. Для защиты гранат от сырости их нужно завернуть в водонепро¬ницаемую ткань или полиэтилен, поверх которых можно приспособить переносной ремень.
В ближнем бою ( до150 м) эффективны одноразовые РПГ-18,22, 26. Полезно было бы иметь их с осколочной боевой частью.
Очень эффективен огнемет РПО-А «Шмель», но для ближнего боя он слишком тяжел. Полезно иметь его облегченный аналог с уменьшенной дальностью стрельбы.
Подствольный гранатомет ГП-25 – полезен, но не достаточно эффективен.




Хитрости автоматчика
Наиболее ярким недостатком является неумение правильно носить оружие и быстро готовить его к бою. Обычно используемые способы ношения оружия не позволяют быстро изготовиться к бою, когда вне¬запно на близком расстоянии появился вооруженный противник.
Хочу предложить некоторые способы ношения оружия.
1. Лучший вариант - носить автомат без ремня и всегда держать его в руках. Так поступают военнослужащие SAS. Боеготовность оружия – максимальная. Но это требует длительной тренировки.
2. На груди — ремень перекинут через шею, ав¬томат висит стволом вниз. Этот способ позволяет быстро изготовиться к бою.
3. Автомат со сложенным прикладом на коротком  (20-30см) ремешке при помощи быстрорасстегивающейся пряжки крепится к бронежилету у правого (левого) плеча. Свисая, он располагается под мышкой правой (левой) руки.
4. На груди – автоматный ремень широко распущен и переброшен через шею и плечо. Этот способ удобен зимой.
5. Автомат на ремне. Ремень несколько распущен. Правая рука лежит на пистолетной рукоятке. При угрозе круговым движением руки вперед и вверх за время не более 1сек перевести оружие для  стрельбы стоя.

Основное правило на войне — никогда не расста¬ваться с оружием. Как только покинул охраняемую территорию — не выпускай оружие из рук, всегда держи его там, откуда его легко изготовить к бою.
Каждый солдат должен иметь по одному магази¬ну снаряженному трассирующими патронами.. Это магазин, предназначенный на крайний случай, для обозначения своего местонахождения или для целеуказания.

В горячке боя заменить магазин не всегда легко. Поэтому, в напряженной схват¬ке не ждите полного опустошения магазина, а своевременно пополняйте его. Если ма¬газин частично опустошен и в бою возникла пауза, смените магазин, а частично израсходованный доснарядите  патронами из пачки. Чтобы не тратить время на передергивание затвора при заряжании, начиная снаряжать ма¬газин, вставьте первыми три трассирующих патрона. Тогда, стреляя и заметив, что прошла трассирующая пуля, вы будете знать, что остались всего два патро¬на. Можно выстрелить еще раз и, отсоединив пустой магазин, заменить его полным. Поскольку последний патрон уже дослан в патронник, передергивать зат¬вор не нужно.

Солдат должен уверенно стрелять с обеих рук, т.е. в зависимости от укрытия стрелять с левой или правой руки, оставаясь максимально укрытым за преградой.
Прежде всего, стрелок должен обстреливать левую часть укрытия, т.к. противник, как правило, стреляет с правой руки, т.е. находится слева (относительно стрелка) от укрытия.
Для предотвращения попадания в ствол земли или др. мусора полезно одевать на ствол презерватив темного цвета.

Иногда в качестве мощной ручной гранаты может применяться мина ОЗМ-72, в которую вместо       КД-№8А вставляют зажигательную трубку с минимальным сроком замедления или РКГ-3, в которой для увеличения числа осколков вскрывают кумулятивную полость и заполняют ее осколочными элементами.

При стрельбе из подствольного гранатомета ГП-25 в плечо следует упирать не приклад, а пистолетную рукоятку автомата. Так стрелять значительно удобнее. Особенно удобно та¬кое положение оружия при стрельбе лежа. При стрельбе навесной стрельбой приклад автомата сле¬дует упирать в землю. В таком случае гранаты в ствол ГП-25 должен вставлять помощник, а стреляющий фиксирует положение автомата, запоминает его и в зависимости от того, где была вспышка от предыду¬щего выстрела, меняя наклон ствола, вносит поправ¬ки в стрельбу.
Ведя бой в городе не забывайте, что взведение гранаты для ГП-25 происходит через 10— 20 метров полета после выстрела. При стрельбе в окна зданий на меньшем расстоянии гранаты могут не взорваться.

Хитрости снайпера
Хитростей и уловок в снайперском деле столько, что любой хороший снайпер в состоянии написать це¬лый учебник. Но этот учебник может не подойти дру¬гим снайперам.
Например, снайперы антитеррористи¬ческих подразделений ФСБ и МВД работают в городских условиях на относительно коротких дальностях 100—200 метров. Снайперы общевойсковых под¬разделений ведут огонь в условиях общевойс¬кового боя на дальностях 400—600 метров.
Боевые действия в населенных пунктах в ходе чеченской войны показали необходимость иметь боль¬шее количество снайперов, чем предусмотрено шта¬том войсковых и специальных подразделений. Зача¬стую только снайперы могли своевременно выявить и поразить огневые точки боевиков и вести проти-воснайперскую борьбу на густо застроенной местно¬сти.
Отсутствие достаточного количества снайперов заставляло ставить оптические прицелы на автоматы, имеющие крепления (приливы) для ночных приборов. Гранатометный оптический прицел ПГО-7, постав¬ленный на АК-74, позволяет вести снайперский огонь на дальности до 300—400 метров; используя оптичес¬кий прицел от СВД ПСО-1, можно точно стрелять из АК на дистанции до 500—600 метров. Неожиданно популярной оказалась винтовка снайперская специ¬альная ВСС «Винторез», автомат АС «Вал» состоящие на вооружении разведывательных частей МО и спецподразделений ФСБ и МВД. Они оказались отличным оружием для ведения боев в городе. Компактное, легкое, бесшум¬ное, оружие оснащенное дневным и ночным прицелами, позволяет днем и ночью вести достаточно точный огонь на дальности до 200 метров.
Снайпера, вооруженного этим оружием, враг не видит и не слышит. Это оружие применялось для скрытного прочесывания местности и строений. Раз¬ведчики, не обнаруживая себя, вели огонь из ВСС (АС) по подозрительным местам, выясняя, не укрылся ли там противник. Кроме того, ВСС (АС) использовалась для бес¬шумного разминирования. Обнаружив мину, развед¬чики расстреливали ее из ВСС с безопасного рассто¬яния. Как правило, мины и самодельные фугасы разрушались без детонации (взрыва).
Винтовка ВСС и автомат специальный АС оснащаются лазерными целеуказателями..
Снайперскую винтовку СВД можно успешно ис¬пользовать для преодоления высоких заборов и для подъема по стене любого строения (каменного, кир¬пичного, бетонного). Для этого нужно стрелять в сте¬ну пулями со стальным сердечником (наконечник пули окрашен в серебристый цвет) или бронебойно-зажи-гательными (черный наконечник с красным пояском) так, чтобы пробоины располагались «елочкой». Затем по стене можно подниматься, вставляя в пробоины специально подготовленные колышки-упоры. Для таких упоров хорошо подходят металлические ко¬лышки из комплекта «МКС» (МКС — маскировочный комплект сетчатый, для маскировки техники и соору¬жений).

При оборудовании позиции снайперу полезно использовать «фальшгардину», т.е. редкий кустарник (маскировочную сеть) перед позицией, который позволяя вести наблюдение, скрывает снайпера.
Снайперу полезно действовать с напарником, обеспечивающим и прикрывающим его.
Правила взаимодействия в бою
В бою следует действовать боевыми двойками, прикрывая друг дру¬га. По возможности больше нужно использовать руч¬ные и подствольные гранаты. Огонь всех имеющихся огневых средств следует концентрировать на любом очаге сопротивления.
Чтобы укрыться от упавшей рядом ручной грана¬ты, нужно упасть ничком, голову (если нет каски) прикрыть ладонями, рот открыть (чтобы барабанные перепонки не повреди¬лись от взрывной волны). Первый, увидевший грана¬ту, подает сигнал: «Граната справа (слева, спереди, сзади)».
При внезапном нападении противника следует упасть за ближайшее укрытие, одновременно изготав¬ливаясь к бою. Опыт показывает, что бойцы этого не выполняют. Одни начинают стрелять, оставаясь на месте, являясь для врага хорошей мишенью. Дру¬гие — падают за укрытие, забывая снять с плеча ав¬томат, а потом начинают возиться, пытаясь достать оказавшееся в неудобном положении оружие, не имея возможности вести огонь. Есть такие, которые впа¬дают в состояние глубокого шока (испуг, сильная дрожь, от¬сутствие реакции на обстановку и команды).
Поэтому солдат следует учить таким образом, чтобы, попав под массированный огонь, они не терялись.