Группа "Честь"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Группа "Честь" » Разведка. » Работа с пленными.


Работа с пленными.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Работа с пленными.

В ходе проведения различных операций захватываются пленные. Своевременно и правильно проведенный допрос пленных является хорошим источником получения информации о местоположении войск противника и его отдельных подразделений, их численности, вооружении, кадровом составе, моральном состоянии, намерениях. Своевременно полученные разведданные не только помогают эффективно планировать дальнейшие действия, но и позволяют предотвратить осуществление отдельных акций врагом, тем самым избежать потерь или иным образом смягчить тяжелые последствия.

Главные проблемы, которые могут возникнуть при проведении допроса, следующие:
-пленный недостаточно информирован;
-допрос проведен несвоевременно;
-пленный выдает лживую информацию;
-пленный не выдает информацию (полностью или частично).

Есть два вида допроса: предварительный и полный.

Первичный допрос проводится при первой же возможности сразу после захвата пленного. Возможно, в такой ситуации рядом не будет переводчика (если задержанный говорит на другом языке). Но и в этом случае допрос ведется бойцом, хотя бы минимально знающим язык пленного. Зачастую пленный симулирует незнание языка захвативших его бойцов, тем самым пытаясь отмолчаться и оттянуть время. Однако правильно проведенный допрос помогает «установить взаимопонимание».
Первичный допрос обычно происходит в сложной обстановке. Предварительно пленный обыскивается и лишается возможности двигаться (связывается). Чем раньше начинается допрос после захвата, тем он эффективнее.
Во-первых, используется психологический фактор ошеломления. Поэтому пленному нельзя дать собраться с мыслями и приготовиться к допросу.
Во-вторых, интересующая информация получается сразу. Своевременно полученные оперативные данные могут помочь избежать лишних жертв и внести какие-либо изменения в действия подразделения. Поэтому важнейшими условиями эффективного допроса являются своевременное выяснение действительно важных вопросов и быстрый доклад командованию соответствующего уровня.

В ходе первичного допроса выясняются:

-информация о личности пленного (фамилия, имя, принадлежность к подразделению или формированию, звание, должность);
-причина нахождения в месте пленения (с какой целью или задачей находился там);
-место дислокации формирования, к которому он принадлежит, его численность, вооружение, боеспособность, моральное состояние бойцов, сведения о командире и т. п.;
-информация о базах противника: места их расположения, наличие инженерных и защитных укреплений, складов, штаба;
-информация о намерениях противника — как общих, так и конкретных: какие планируются операции, перемещения и т. п.

В ходе первичного допроса составляется представление о степени правдивости полученных сведений. В основном это делается с помощью сопоставления полученной информации с уже имеющимися данными, а также с захваченными (в том числе у пленного) документами, данными радиоперехватов и т. д. Проверка правдивости идет также в процессе допроса путем сопоставления сказанного и противоречивых слов пленного. Однако грамотно провести такой допрос может далеко не каждый боец и даже офицер.В ходе допроса также определяется перспективность дальнейшего использования пленного. Иногда он может послужить проводником или наводчиком. Наиболее грубая ошибка — уничтожить пленного, который якобы ничего не знает, или отпустить задержанного, принадлежность которого к вооруженным формированиям противника не доказана. Впрочем, в некоторых ситуациях передача задержанного командованию затруднена или невозможна. Например, разведывательная или патрульная группа находится в значительном отрыве от основных сил и не может таскать за собой везде пленного. В таком случае он обычно допрашивается на предмет получения всех возможных сведений и ликвидируется.После захвата пленного необходимо изолировать от остальных бойцов и пленных (если таковые имеются). Не следует допускать, чтобы с задержанным общались все подряд. Наряду с ограничением его подвижности необходимо ограничить возможности пленного по наблюдению и прослушиванию происходящего в расположении подразделения.Полный допрос проводится после доставления пленного вышестоящему командованию. Этот допрос отличается полнотой и подробностью. К нему могут быть при необходимости привлечены квалифицированные переводчики, специалисты нужного профиля, лица, хорошо знающие местность. Назначается лицо, которое будет непосредственно вести допрос. Обычно командиры высокого ранга не присутствуют при этом. Разве что в случае, когда пленный сам является высокопоставленной особой. Не допускается присутствие при допросе посторонних лиц, не имеющих к нему отношения. Необходимо обеспечить безопасность мероприятия, то есть исключить возможность нападения пленного на опрашивающих. Если есть возможность пригласить специалиста по практической психологии, его можно допустить на допрос с целью наблюдения за реакциями пленного (при этом его роль не должна быть ему понятна). Таким способом можно выявить ложь и дезинформацию. Психолог делает выводы и замечания как по ходу допроса (в форме, не ясной пленному), так и после его окончания.Качественный и полный допрос требует предварительной подготовки.

Опрашивающий заранее должен:

-получить информацию о месте и обстоятельствах задержания;
-получить информацию, которую пленный предоставил в ходе пер-вичного допроса;
-изучить вещи и документы, захваченные у пленного;
-принять меры к идентификации пленного, пользуясь имеющимися источниками;
-получить от командования установку на выяснение определенной информации;
-составить предварительное мнение о пленном, плане и тактике ве-дения допроса;
-организовать его проведение в конкретном месте.

В ходе проведения допроса лица, ведущие его, не должны обмениваться мнениями или совещаться. Даже если пленный предположительно не знает языка допрашивающих. Также нужно исключить ведение любых посторонних разговоров. В процессе ведения допроса важнейшей является его психологическая составляющая. Практика не раз доказывала, что ведение допроса неподготовленным лицом, не имеющим опыта в подобных мероприятиях, значительно снижает эффективность получения полной информации. Не следует вообще проявлять какие-либо эмоции, особенно реагировать на отдельные высказывания пленного.

Примерный перечень вопросов, которые выясняются в ходе полного допроса:

-фамилия, имя, дата и место рождения, место проживания, вероисповедание, принадлежность к партии, образование (особое внимание — к профильной военной подготовке в военных учебных заведениях), состав семьи, принадлежность к роду, племени, тейпу;
-род занятия пленного и его семьи, наличие родственников в вооруженных формированиях обеих воюющих сторон;
-принадлежность к вооруженным силам или иным вооруженным формированиям: звание, должность, воинская специальность, специализация;
-сведения о военной и специальной подготовке пленного: место расположения учебного подразделения; специальности, преподаваемые в учебном центре; программа подготовки; данные о руководителе центра и наличии в нем иностранных инструкторов;
-сведения о подразделении, в котором состоит пленный: кто руководит, количественный состав, структура, уровень подготовки и морального состояния личного состава, потери отряда (особенно за последнее время), вооружение, наличие и характеристика средств связи и иных технических средств, тактика действий;
-места дислокации подразделения: постоянные и временные, рас-положение складов, постов наблюдения, огневых точек, применяемая система паролей, сигналов связи и оповещения;
-кто содержится в плену формирования;
-источники поступления вооружения, материально-технического снабжения и финансирования (в случае с нерегулярными формированиями);
-способ привлечения в подразделение новобранцев (в случае с не-регулярными формированиями);
-тактика и маршруты передвижения транспортных колонн и караванов;
система взаимодействия с другими подразделениями и населением, а также зарубежными структурами.
наличие в подразделении иностранных инструкторов, наемников и эмиссаров, их характеристика и род деятельности;
-система обеспечения формирования в целом и каждого бойца в частности;
-сведения об участии в конкретных акциях как формирования и его частей, так и лично пленного;
-сведения о разведывательной и диверсионной деятельности подразделений противника в тылу. Подготовка таких групп, методы, вооружение, средства, используемые ими, пути заброски и возвращения, наиболее интересующие диверсантов цели;
-взаимоотношения формирования с местным населением;
-наличие у неприятеля информаторов и шпионов как на территории, занятой противником (то есть теми, кто ведет допрос), так и в его административных и военных структурах;
-информация об агитационной деятельности формирования — как внутри своей структуры, так и в отношении местного населения;
отношение пленного к происходящим событиям. Его субъективная оценка действий обеих сторон.

Данный перечень не является исчерпывающим и может дополняться рядом других вопросов. Допрос протоколируется письменно. Параллельно может вестись видео- или аудиозапись. После допроса пленных, представляющих особую ценность, запись прослушивается или просматривается специалистами с целью анализа и выявления лжи, противоречий, иных психологических моментов.Только после проведения полного допроса пленный может быть помещен к остальным задержанным. Однако и в этом случае могут быть исключения.
http://s9.uploads.ru/t/AeOTF.jpg

0

2

РАБОТА С ПЛЕННЫМИ И СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ В ПЛЕНУ
Верещагин Олег Николаевич
Автомата очередь. Конец. Смерть.
Глухая чёрная могила.
Перерезал эссенский свинец
Всё, что в этом гордом сердце было.
И остановилось сердце.
И над ним
Ходят каблуки.
Подошвенные гвозди...
В.Луговский. "Пионервожатая".

Одна из великих и печальных реальностей войны - плен. Вот тут я не согласен с глубоко мною уважаемым Ю.Мухиным, который в своих книгах о пленных отзывается исключительно презрительно - пленные были, есть и будут всегда. И плен не признак трусости. В плену побывали Шарль де Голль и Уинстон Черчилль, причём оба в плен сдались. А трусами они не были...
Правда - там был несколько иной противник, чем у нас сейчас. И в те времена сдача в плен была военной традицией. Сейчас самому сдаваться в
плен, рассчитывая на благородство врага - не только трусость, но и глупость. И всё-таки легко себе сказать: "Я никогда не сдамся врагу!" Но рядом разрывается мина, ты падаешь оглушённым - и, открыв глаза, видишь вокруг чужих солдат. Последний патрон даёт осечку - как в ТТ Мусы Джалиля. Или просто - вдруг до воя, до жути становится жалко себя, и рука с оружием, направленным себе в висок, падает бессильно... а потом - поднимаются уже обе, потому что очень хочется жить, особенно если ты молод и впереди ещё годы жизни...
Начнём всё-таки с вражеских пленных. И сразу определим - такой пленный является ценнейшим источником информации. Именно с этой точки зрения его и надо рассматривать. Никаких человеческих чувств к пленному испытывать нельзя - после допроса его всё равно надо ликвидировать, так что нечего зря себе трепать нервы. Запомните принципы, которыми надо руководствоваться, общаясь с пленными - для сбережения своего же нервного здоровья:

1. На войне никто и никогда людей не убивает - на войне уничтожают врагов.
2. Врага к нам никто не звал.
Наиболее подходящие места для взятия в плен вражеского солдата - это туалеты, как
ни странно звучит. В них человек расслабляется и не способен
оказать сопротивление, ему почти невозможно применить оружие, он себя ощущает беззащитным и беспомощным. При передвижении вражеской колонны на марше можно захватить того, кто идёт последним. Это легче всего и оправдано морально - тащащийся последним как правило слабак и физически и морально, такого легче "поломать". И наконец, иногда устраиваются специальные засады. Но такие засады делают только на важных птиц и с полной уверенностью в успехе.
Как производить допрос захваченного?
- чем меньше времени прошло между захватом и допросом - тем лучше. Ваша добыча должна нее успеть "отойти" от моральных переживаний. Идеалом вообще является допрос на месте захвата, но это не всегда возможно;
- допрашивающий должен громко орать и вообще изображать неадекватного человека, способного на месте отрезать пленному голову. Ещё кто-то может сыграть более спокойного - "удерживать своего товарища от немедленной расправы", даже посочувствовать пленному. Такая тактика приводит к тому, что пленный зачастую "раскалывается" ещё до применения физических методов воздействия, устрашённый безумным поведением захвативших его людей. Великолепно подобная тактика описана в заключительной главе романа Богомолова "В августе 44-го".
- важны внешние устрашающие детали. Можно демонстративно размахивать перед носом у пленного ножом, нарочито грубо обыскивать трупы его товарищей, отрезать кому-то из убитых ухо, невзначай продемонстрировать связку скальпов (не обязательно настоящих) - короче, создать у захваченного полное впечатление, что он в руках ненормальных убийц-фанатиков;
- пленный должен испытывать постоянный страх смерти - ни в коем случае нельзя дать ему успокоиться и начать думать логично и связно;
- если время для форсированного допроса упущено - подробно объясните пленному, что ему грозит в случае молчания и оставьте в покое на несколько часов, до утра, а сам допрос лучше всего начинайте в 4-5 утра, когда сопротивляемость человека максимально слабеет;
- можно подмешать в пищу пленному сушёный василёк - этот препарат вызывает сильнейший безотчётный страх;
- иногда - особенно с "южными" людьми - помогают насмешки и приём "на слабо" - мол, что с тобой разговаривать, ты же ничтожество, служил в обозе старшим помощником младшего говночиста, что ты там можешь знать-то?!.
Если пленный упорствует - наступает черёд физических методов воздействия:
- первое, что нужно запомнить - никогда не злитесь на того, кого вы пытаете. Злость подталкивает к убийству. Кроме того - твёрдо осознайте, что делаете это не ради удовольствия, а по необходимости - иначе очень быстро скатитесь до садиста, ищущего только случая помучить живое существо, таких случаев много;
- не поручайте пыток тем, кто имеет к врагу личные счёты;
- бить непрерывно можно не более часа - потом человек перестаёт ощущать удары;
- самые болезненные места на теле человека - подмышки, промежность, уши, ротовая полость;
- большинство людей очень боится потерять зрение;
- все боятся огня;
- мужчины боятся потерять половые органы;
- мужчины вообще менее выносливы, чем женщины.
Плен очень сильно меняет человека. Будучи на свободе, никто точно не может сказать, как его преобразит плен. Мне известен случай, когда осенью 1999 года инициативной группе одной организации удалось освободить русских детей из некоего "интерната" (публичного дома) на территории "сопредельного государства". Там содержалось около 90 мальчиков и девочек в возрасте 7-13 лет, отнятых у родителей под разными предлогами. Поражало то, что до границы было всего 7 километров, а в здании даже двери не запирались! Никто даже не пытался бежать - более того, дети боялись выходить, даже когда им объяснили, что они свободны! Позже выяснилось, что незадолго до этого на глазах у остальных охранники насмерть забили пытавшуюся бежать 12-летнюю девочку - она умирала в коридоре почти двое суток, остальных водили мимо неё по нескольку раз в день. После этого детей надёжно сковал страх.
Взрослые подвержены страху даже более детей. У них большой жизненный опыт встреч с опасностью и меньше склонность к риску. Статистика показывает, что 50% пленных стремится только к сохранению своей жизни, а 25% вообще идут на сотрудничество с врагом! И только четверть в плену сохраняет волю к сопротивлению.
В годы Третьего Рейха в школе Зонтгофена 15-16-летних подростков-добровольцев, из которых готовили диверсантов, подвергали изощрённейшим издевательствам, закаляя на случай плена. Надо сказать, это давало свои результаты - мало кто из них позднее, во время войны, попал в руки врага живым, и никого не удалось перевербовать как нашей контрразведке, так и западным спецслужбам: они предпочитали смерть. Но современный западный солдат труслив и нестоек. Обрабатывать его нетрудно, так как в его сознании разрушены воздействием "американской цивилизации" постулаты верности, отваги, чести - всё то, что помогает выносить тяготы плена. Конечно, русский человек, да ещё доброволец, особым образом воспитанный, даст больший положительный процент. Но это не значит, что он избавлен от мучений, связанных с пленом. Так как же вести себя в плену?
1. Больше всего пленного угнетают мысли о своём будущем. Они способны самым настоящим образом свести с ума. Осознание факта, что ты полностью зависишь от враждебной тебе чужой воли, ломает сильнее физических мучений. Поэтому - ни в коем случае не позволяйте себе опускаться! Как бы не было тяжело, страшно, больно - не поддавайтесь унынию. Заставляйте себя заполнять каждую минуту плена каким-то занятием. Не оставляйте времени для переживаний. Через силу, через "не могу" принуждайте себя думать, читать стихи, держать себя в чистоте, соблюдать правила поведения за едой (даже если ваш завтрак - кусок свёклы, а вместо стола - пол). Не давайте себе оскотиниться, перестать думать о будущем и верить в него!
ПРИМЕР: 1. Террорист-революционер Котовский за два часа до объявления
ему смертного приговора занимался в камере гимнастикой.
2. Жёны английских и голландских офицеров, захваченные японцами в 1941 году, организовали в лагере на Суматре хор, который действовал до конца плена, несмотря на запреты.
3. Апостол Петр в римской тюрьме написал свои лучшие произведения.
4. Фельдмаршал Паулюс в нашем плену брился дважды в день.
Все эти люди остались живы. И это только крошечная часть известных примеров, первое, что мне пришло в голову "на тему". На самом деле во все времена тысячи людей вели себя подобным образом - и не только выжили в плену, но и сохранили честь воина, достоинство человека и верность Родине. Изо всех сил старайтесь сохранять веру в Отечество, в товарищей, победу дела, за которое пошли воевать добровольцем!
2. Враг будет стараться склонить вас к сотрудничеству и выведать у вас военные секреты. Это начнётся ещё на предварительных допросах. Постарайтесь создать впечатление, что вы - "пешка" и ничего важного не знаете. Не провоцируйте врага на жёсткие меры насмешками и показной бравадой - это хорошо только в кино и книжках. Ведите себя спокойно и вежливо, прямо отвечайте лишь на вопросы о возрасте и звании. На остальные - " не знаю", "не имел доступа", "при моём чине мне это не сообщали". Не лгите, стараясь подсунуть врагу дезинформацию! Опытный офицер даже из ложной информации способен сделать опасные выводы. Не оговаривайте живых товарищей, пытаясь переложить на них ответственность! Такая тактика очень распространена среди слабо мотивированных подростков - хулиганов и мелких преступников - на допросах в милиции. Но она порочна - ваши товарищи тоже могут оказаться в руках врага, и вас поймают на противоречиях. Можно попытаться списать всё на тех, о ком точно известно: они мертвы. "Он был командир... он всё знал... он приказывал... у него была связь..." и так далее. Никогда не верьте заявлениям, что, мол, "все ваши уже раскололись, один ты упрямишься..." - отвечайте только за себя!
3. Помните: враги окружают вас!!! У военных следователей распространена, как и в милиции, тактика подлейшей, но очень эффективной игры "в хорошего и плохого". Предположим, вас три или четыре дня водят по ночам на допросы, не кормят, следователь кричит, бьёт, грозит пистолетом... А потом вдруг всё меняется. Вас допрашивает новый офицер. Сочувствует. Предлагает поесть. Говорит тихо и мирно, сожалеет, что вы "оказались в рядах бандитов". Приказывает оказать врачебную помощь. Измучившись на допросах, вы волей-неволей потянетесь к этому ЧЕЛОВЕКУ, обнаружившемуся среди врагов. У вас появится желание просто поболтать с ним... ответить на безобидные вопросы... подписать протягиваемы бумаги... сказать несколько слов в камеру... И вы - попались! Это - тоже враг, хитрый и опасный! Цели у окружающих вас людей в чужой форме одни и те же - просто методы разные. Никакого сотрудничества! Никакого расслабления, как бы не умоляли вас измученные тело и мозг! Или вы боец - или вы предатель, и не важно, каким образом вас склонили им стать, побоями или лаской!
Любое сказанное врагом слово - ЛОЖЬ! Любое лишнее слово, сказанное вами врагу - ИЗМЕНА товарищам и Родине!
4. Не исключено, что в конце концов враг применит к вам пытки - если не удастся убедить его, что вы ничего не знаете. Надо вас огорчить: по-настоящему умелой обработки из наших современников не выдержит почти никто. В её ходе человек превращается в существо, живущее одним инстинктом: избежать боли и мучений. Ради этого он готов на всё, и тут уже бесполезно даже обвинять его в предательстве - можно только пожалеть... Причём пытки бывают не только физические, но и моральные. В камере перестанут выключать свет - или наоборот, поместят в совершенно тёмное помещение. Или дадут в камеру постоянный монотонный звук. Наконец, могут по-старинке использовать клещи, паяльник, плеть, дыбу и прочие милые вещи.
Тренировать себя на боль - держать руку над свечой и всё такое - бесполезно. От свечи руку вы в любой момент можете отдёрнуть, воля ваша. Во время допроса всё по-другому. Вас скучным голосом предупреждают, что будут жечь между ног зажигалкой, пока вы не заговорите или не умрёте от боли - и вы знаете, что это - правда. Если вы на самом деле твёрдо верите в какого-то бога - молитесь, чтобы помог выдержать, вспоминайте друзей, думайте, сколько их погибнет, если вы не выдержите, как вам будет потом, если останетесь живы... Иногда помогает. Помогает громкий крик. Орите не стесняясь и как можно громче - боль станет слабее. Если хорошо Владеете приёмами аутотренинга - можете постараться "выскочить" из боли, "отстраниться" от неё. Наконец, можно попытаться заставить палачей вас убить. Если боль становится совершенно непереносимой, а вы твёрдо решили ничего не говорить - "нарывайтесь" на смерть, оскорбляйте врагов, поносите последними словами...
Но - ещё раз - как это ни печально, вам вряд ли удастся промолчать, если за вас возьмутся всерьёз. Поэтому -
ВЫВОД: боль от выпущенной в висок пули или взорванной под ногами гранаты мгновенна и почти неощутима. Понимая, что перед вами угроза плена - наберитесь секундного мужества и покончите с собой.
Вы сохраните честь, не станете предателем, а ваши друзья будут
вспоминать вас с гордостью...
5. Если вам удалось избежать пыток и вы отправлены в лагерь - пытайтесь смыться. Это первейший долг пленного!
— бежать легче всего в ночное время с маршей или пересылок, до того, как вас сосчитали и пронумеровали;
— надо чётко представлять себе, куда вы бежите и что будете делать после побега - то есть, иметь план;
— не изобретайте сложных планов, требующих большого времени и добычи большого количества вещей, которых у вас нет;
— бежать надо одному или с товарищами, в надёжности которых вы абсолютно уверены;
— надо постараться в первые несколько часов после побега максимальное расстояние;
— если есть возможность - перед побегом запасите продукты и вещи - может пригодиться всё!
— не переставайте двигаться, пока не убедитесь, что погони за вами нет.
ПЛЕН - ТЯЖЁЛОЕ ИСПЫТАНИЕ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПЕРЕНЕСТИ ЕГО ДОСТОЙНО - НИКОГДА В ПЛЕН НЕ ПОПАДАТЬ!

Как для работы с пленными, так и для психологической работы со своими и чужими вообще необходимо знать некоторые особенности национальных характеров разных людей. Хотя они во многом размыты сейчас, но тем не менее имеют место.

0

3

http://cs618316.vk.me/v618316060/17115/DDroDCFdUik.jpg

0


Вы здесь » Группа "Честь" » Разведка. » Работа с пленными.