Личность
Личность — это конкретный человек со свойственными ему индивидуально неповторимыми физическими и психическими особенностями. Сочетание наиболее устойчивых существенных свойств личности, отражающих врожденные и приобретенные качества, определяют характер человека. Характер формируется на всем протяжении жизни и решающим образом влияет на поведение человека в конкретных жизненных обстоятельствах.
В основе формирования характера лежит темперамент — врожденные жестко запрограммированные функциональные системы организма. Темперамент проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов — возбуждении, торможении и их соотношении.
Сила нервной системы выражается в выносливости по отношению к напряжениям, идущим как со стороны возбуждения, так и торможения. Она же, эта сила, сказывается в способности человека выдерживать большие нагрузки без ущерба для его деятельности, в умении проявлять высокую работоспособность, быструю «врабатываемость», а также — «в постоянной готовности» сдерживать свои чувства, сохранять самообладание в условиях напряженных ситуаций, устойчивость к утомлению, уверенность в своих силах.
Уравновешенность нервной системы — спокойное поведение в обстановке волнующего, тревожного ожидания, отсутствие импульсивных реакций, устойчивость эмоциональных ситуаций.
Подвижность — быстрота переключения с одной деятельности на другую. Быстрая смена настроений. Активность двигательных реакций и общего темпа жизни.
Положительными сторонами характера являются: твердость характера, проявляющаяся в независимости мыслей, критической оценке себя и окружающих, стремлении к поставленной цели, владении своими чувствами, подавлении неадекватных эмоциональных проявлений, сохранении самообладания в условиях напряженных ситуаций; смелость, незаторможенность в общении с людьми, в том числе и незнакомыми.
К отрицательным чертам характера относятся: непостоянство в интересах, взглядах, решениях; уклонение от принятия решения; неспособность выносить фрустрацию (внешние препятствия); импульсивность действий;
склонность к невротизму; ярко выраженная ориентация на мнение других; чувствительность к мнению окружающих; потребность в поддержке и одобрении.
Свойства характера — одна из важных личностных особенностей. Они могут оцениваться только посредством реакций и поступков, наблюдаемых в определенных ситуациях, в условиях высокой ответственности и заинтересованности.
При изучении особенностей той или иной деятельности нетрудно установить, какие личностные качества имеют для нее важное значение, оказывают положительное или отрицательное влияние. Сопоставляя личностные особенности данного человека с требованиями конкретной деятельности, мы можем прогнозировать его возможности в ней.
Стремление к достижению цели. В процессе жизни у человека формируется отношение к обществу, к самому себе, к своей деятельности. Одной из сторон этого отношения является стремление добиваться успеха в любом виде деятельности, будь то работа, служба или спорт. Предполагается, что эта черта является одним из средств самоутверждения. Закрепляясь, стремление к успеху становится свойством личности, побуждающим активность при решении возникающих задач.
Стремление к достижению цели будет не иллюзорным, не мечтательным, когда человек с полной ясностью видит пути ее достижения и, оценивая трудности на пути к цели, испытывает готовность к их преодолению. Люди, ставящие перед собой высокие цели, чаще добиваются успеха.
Постановка ограниченных целей, хотя и более реальных и близких, но не требующих для своего достижения чрезвычайных усилий, обладает менее сильным побуждающим воздействием.
Тревожность. Человеку свойственно испытывать страх или беспокойство в различных ситуациях. Склонность к возникновению этого состояния может проявляться в большинстве жизненных ситуаций, являясь чертой личности данного человека. Состояние тревожности характеризуется переживаниями напряженности, беспокойства, озабоченности.
Как свойство личности тревожность является основой возникновения тревоги, возникающей в каждом отдельном случае под влиянием обстоятельств, воспринимаемых как угроза личности.
Уровень тревожности, оказывающий положительное или отрицательное влияние на успех деятельности, связан с отношением человека к успеху и неудаче, а также с его общей потребностью в достижении.
Оптимальный уровень состояния тревоги способствует мобилизации организма на достижение поставленной цели.
Агрессивность — это личностная черта, проявляющаяся только в критических ситуациях деятельности. Склонность к агрессивности и связанные с ней переживания существенно влияют на поведение.
По своему влиянию агрессивность является качеством противоположным тревожности.
Активация — способность к мобилизации своих духовных и физических сил в критические моменты. Активация возникает либо под воздействием возникшей ситуации, либо как результат собственной оценки предстоящей деятельности и связанных с ней напряжений.
Вопросы психорегуляции
Основным средством воспитания психологических качеств остается практика преодоления трудностей, специфических для выполняемой деятельности. Различные методы регуляции психического состояния являются вспомогательными, хотя и достаточно эффективными приемами. Владение психорегуляцией имеет такое же первостепенное значение, как и все другие стороны подготовки.
Побеждает обычно тот, кто сумел лучше мобилизовать себя, выполнить все действия в условиях оптимального психического состояния, позволяющего наиболее полно реализовать умения и навыки, сформированные в тренировочной работе.
Владение психорегуляцией становится самостоятельной и важной стороной подготовки.
Основными, доступными нам методами регуляции психических состояний являются:
— рациональная психотерапия;
— внушение в состоянии бодрствования;
— внушение в состоянии сна;
— самовнушение;
— аутогенная психорегулирующая тренировка.
В основе этих методических приемов лежит воздействие слова и образных представлений, символом которых оно является, на протекание психических и физиологических процессов.
Методиками психорегуляции может решаться широкий круг практических задач подготовки, включающий:
— повышение сознания и четкости представлений осваиваемых действий;
— тренировка устойчивости внимания, сосредоточенного на процессах деятельности;
— создание психологических установок на уровень требований к качественной стороне выполняемой деятельности, на уровень усилий, которые необходимо проявлять, на контроль объектов, обычно выпадающих из сферы внимания;
— подавление отрицательных эмоциональных переживаний;
— снижение уровня или подавление состояния тревоги;
— устранение навязчивых мыслей, воспоминаний;
— снятие психических травм, возникших в прошлом опыте;
— устранение психологических барьеров;
— укрепление мотивов достижения;
— создание нейтрального отношения к событиям и явлениям, могущим оказать раздражающее влияние.
Практически почти каждая из этих задач может решаться одним из перечисленных методов. Однако одни проблемы решаются более успешно одними, а другие — другими формами воздействия. Некоторые проблемы эффективно могут быть решены только методами внушения.
Рациональная психотерапия. Воздействие на психику методами убеждений и разъяснении; логическим обоснованием доказательств; показом того, что возникшие психологические трудности, основываются на ошибочных представлениях, неправильных восприятиях и оценках. Для этого необходимо изменить свое отношение к раздражающим факторам, и все придет к норме.
Построение беседы должно основываться на знании причин, вызвавших нежелательное состояние, и педагогических приемов, позволяющих устранить их влияние.
В беседе необходимо объяснить, как научиться подавлять мешающее волнение, предотвращать его возникновение, настраивать себя на смелую, решительную и в то же время аккуратную и внимательную работу.
По мере возрастания доверительного характера проводимых бесед следует дать обучаемому высказаться в полной мере. После этого можно указать ему на ошибочные мысли и заблуждения, тактично покритиковать их. Одновременно подчеркнуть его положительные качества и сильные стороны. Аргументы должны быть ясные, формулировки простые и доходчивые. Нужно избегать сложных научных терминов.
Внушение (суггесттерапия). Одна из форм психического воздействия одного человека на другого, характеризующаяся некритическим усвоением последним внушаемых представлений, мыслей, чувств, желаний и поступков, Суггесттерапия применяется в основном в медицине и дает хорошие результаты в лечении функциональных расстройств нервной системы. Ее методы могут успешно применяться в случаях, связанных с перенапряжением нервной системы, в создании и укреплении различного рода психологических установок. Суггесттерапия может осуществляться как в состоянии бодрствования, так и в состоянии сна, точнее сноподобного состояния — гипнотического сна.
Внушение в состоянии бодрствования. Методика проведения: помещение в глубине здания, относительно изолированное от внешнего шума. На полу — дорожка, заглушающая шаги врача (психолога). Освещение приглушенное, затененное. Занимающиеся располагаются в удобных креслах или ложатся на кушетку. Перед началом сеанса дается пять - десять минут на адаптацию к обстановке. Следует устроиться поудобнее. Расслабить мускулатуру, закрыть глаза. По возможности отбросить посторонние мысли, сосредоточиться на выслушивании лечебных формул врача. Внимание обращается на то, что по мере проведения сеанса занимающихся начнет охватывать легкая приятная дремота. Этому не следует мешать, сопротивляться. Мягко, но повелительно звучит голос врача: «Расслабьте мускулатуру вашего тела. Дышите спокойно, глубоко. В этом состоянии покоя и отдыха вы будете хорошо воспринимать мои слова, все мои внушения. С каждым последующим сеансом вам будет приятнее находиться здесь, чувствовать состояние расслабления, полного отдыха. Все лучше и лучше вы будете воспринимать в своем сознании все мои формулы и внушения».
Затем врач начинает произносить специально составленные формулы внушения. Речь его может быть негромкой, но обязательно эмоциональной, выразительной, иметь повелительную интонацию.
Большая или меньшая склонность отдельных лиц подчиняться и изменять свое поведение не на основании логических доводов, а по одному лишь требованию, исходящему от внушающего лица, определяет их внушаемость, что является нормальным свойством личности.
Степень внушаемости и успешность внушения у каждого человека не бывают постоянными. Они зависят от ряда факторов, к которым относятся:
состояние возбуждения; тип нервной системы; состояние утомления; длительное воздействие отрицательных эмоциональных астенических состояний;
смысловое содержание внушаемых представлений; авторитет внушающего лица, выразительность его речи, построенная в утвердительной и повелительной формах. Восприятию внушающих воздействий способствует состояние сонного торможения.
С психологической стороны внушение характеризуется: сужением сознания гипнотизируемого, сосредоточением его только на гипнотизирующем и его словах; более или менее полной утратой личной инициативы, повышенной зависимостью мыслей, реакций и действий от гипнотизирующего.
Внушающее воздействие может иметь форму прямого или косвенного внушения. Прямое — непосредственное воздействие самой речи, имеющей определенную смысловую значимость и утверждение. Реализация внушаемого при этом происходит немедленно. По своему содержанию прямое словесное внушение может быть простым и коротким: «Спать!», «Отдыхать!», «Проснуться!, либо более или менее сложным и логически обоснованным. Например, если необходимо внушить изменение отношения к тем или иным условиям, направление будущих поступков.
При косвенном внушении реализация внушаемого связывается с тем или иным предметом или условиями, при посредстве которых они и должны реализовываться.
Косвенное внушение с успехом может быть применено в состоянии бодрствования, оно обладает большей силой внушающего воздействия, чем прямое.
Внушение в состоянии гипнотического сна. Проводить внушения в состоянии гипнотического сна разрешается только врачу. В этом состоянии возникает повышенная внушаемость, воспринятые внушения закрепляются более глубоко и сохраняются длительно.
Есть лица, которые боятся гипноза или предубеждены против него. Для них эта методика не подходит. Другие обладают высокой внушаемостью в состоянии бодрствования, но плохо впадают в гипнотический сон.
Особенностью гипнотического сна является функциональная расчлененность корковых систем с частичным разделением на бодрствующие и сонные зоны. Это позволяет сохранять постоянный контакт между врачом и уснувшим (явление раппорта) и реализовать словесные внушения.
Суггесттерапия обладает большими возможностями. Многие вопросы, особенно связанные с проблемами стресса, могут успешно решаться ее методами. В частности, случаи психических травм, психологических барьеров, повышения эмоциональной устойчивости, создания и укрепления различных установок.
Самовнушение — внушающее воздействие на психику человека, исходящее не со стороны, а от самого себя. Хорошие результаты дает применение словесно-образных формул самовнушения.
Формулы разрабатываются для каждого обучаемого, а иногда и для каждой ситуации индивидуально. При составлении их исходят из конкретно поставленной задачи: что нужно устранить, изменить, усилить. Формулы произносятся многократно, от своего имени, в утвердительной форме, в настоящем времени. Произносить их рекомендуется вечером перед засыпанием, лежа в постели с закрытыми глазами. Лучше, если повторение их сопровождается мысленным представлением внушаемых действий и состояний. Утром, проснувшись, следует вновь повторить их.
Аутогенная психорегулирующая тренировка. Между мышечной системой и эмоциональным состоянием существует прямая зависимость. Отрицательные эмоции вызывают значительные мышечные напряжения. При гневе, страхе, значительном волнении возникает стесненное дыхание, сдавленный голос. При положительных эмоциях наблюдается расслабление мышц, наступает состояние покоя тела. В состоянии мышечного расслабления возрастает способность человека управлять путем самовнушения теми процессами в организме, которые в других условиях не поддаются волевой регуляции.
Современной психиатрией разработаны методы целенаправленного самовнушения, позволяющие человеку приводить свой организм в состояние полного расслабления (релаксации), во время которого он влияет на свою вегетативно-сосудистую систему и психическое состояние.
Аутогенная (идущая от самого себя) тренировка требует систематических упражнений. Курс подготовки занимает несколько месяцев. Обучение предусматривает волевое предварительное расслабление мышц с последующим самовнушением специально разработанных словесных формул.
Успешность владения психорегуляцией в значительной степени зависит от отношения самого обучаемого к этой тренировке, его убеждения в высокой эффективности методики и необходимости овладения ею.
Все рассмотренные методики сводятся к способности создавать и поддерживать оптимальное психическое состояние в различных меняющихся условиях.
Важно уметь ориентироваться в возможностях и целесообразности применения существующих методик психорегуляции в каждом конкретном случае подготовки. Иногда обучаемому бывает трудно воспринимать психорегулирующие внушения, его психика не поддается их влиянию. В таких случаях два-три сеанса суггесттерапии, проведенные в состоянии бодрствования, помогают психике лучше воспринять формулы самовнушения.
Критерии и нормативы для индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений
В основе определения индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений в различных ситуациях служебно-боевой деятельности, должны лежать основания и порядок применения и использования оружия, предусмотренные Законом «О милиции». Содержание критериев индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальный подразделений должно включать упражнения или вводные, моделирующие реальную деятельность.
Результативность действий сотрудников специальных подразделений определяется, прежде всего, уровнем его обученности, его психологическим состоянием в экстремальной ситуации. С учетом этого, ведущими задачами являются разработка нормативов для оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений, достижение высокого уровня подготовленности сотрудников в рассматриваемом классе действий.
При оценке огневой подготовленности сотрудника специальных подразделений, основополагающими критериями являются:
— умение быстро ориентироваться в сложной и динамично меняющейся обстановке;
— степень развития способностей, состояние здоровья, физических, деловых, морально-психологических и психофизиологических качеств;
— знание материальной части оружия специальных подразделений;
— умение сотрудника в совершенстве владеть оружием, находящимся на вооружении в специальных подразделении и устранение неисправностей;
— знание основ и правил стрельбы, возможностей оружия и порядка его применения;
— знание огневой тактики специальных подразделений;
— умение в ограниченное время с различных положений, дистанций поражать цель с первого выстрела (очереди);
— умение ведения снайперского огня на максимальную дальность;
— знание огневой тактики снайпера при проведении боевой стрельбы;
— умение расчетов АГС-17 вести прицельный огонь и огонь по площадям;
— умение наводчиков-операторов прицельно вести стрельбу из штатного оружия;
— умение ведения огня из стрелкового оружия с правой, с левой, с двух рук.
Исходя из вышеизложенных критериев индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений, целесообразно использовать следующие нормативы. В связи со скорострельностью и динамичностью огневого контакта изготовка к стрельбе из различных поло-
жений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) требует более жестких временных рамок, чем это предусмотрено нормативами (Курс стрельб приказ № 524). Используя опыт подготовки бойцов Воронежского ОМОН и СОБР. целесообразно определить следующие временные показатели: