Многолетней практикой американских, немецких, советских, польских и венгерских спецслужб установлено, что при соблюдении определенных профилактических мероприятий количество партизанских засад довольно быстро уменьшается.
К такой профилактике относится элементарное движение больших колонн, с прикрытием должным количеством бронетехники, на укрепленных машинах. Лучше использовать транспорт с дизельными двигателями — дизель не дает искры и не мешает работе радиостанций. Радиоперекличка должна идти постоянно. К маршам допускаются бойцы, натренированные на круговое наблюдение, быстрые спешивания, агрессивно-наступательные тактические действия и особенно — на атакующие рывки снизу вверх.
Для профилактики нападения на колонны любым образом: беспокоящими ударами, егерскими засадами, оперативным путем — рассредоточиваются партизанские силы. Нападение на крупные и даже средние колонны малыми силами проблематично.
В целях профилактики «обезвреживаются» места, в потенциале пригодные для постановки партизанских засад. Инженерным путем сносятся нагромождения местных предметов и растительность возле дороги. Минируются или обваливаются подрывом пещеры и расщелины, откуда очень любят стрелять по колоннам партизанские снайперы и пулеметчики, а также другие места, удобные для огневых позиций. В таких местах в нужное время скрыто выставить егерские засады.
У немецких егерей был железный принцип: выйти в назначенную точку раньше партизан и занять позиции на рельефе выше потенциальной засады. При прохождении важных колонн предварительно скрытно выдвинуть подвижные и сильные егерские группы пешком по горам в места, возможные для постановки засад, выйти с тыла к таким местам, прочесать и блокировать их в одно и то же назначенное время. Эти позиции затем удерживаются в течение всего времени прохождения колонны. Чтобы это получилось лучше, ведется постоянная разведка потенциально опасных мест на маршруте и профилактическая обработка этих мест (см. выше).
Подготовка к маршу и выдвижение на марш производится скрытно. Подготовка техники и личного состава не должна быть наглядной. Местное население подмечает все и передает, кому надо.
Постоянно ведется контроль и пеленгация чужих средств связи. Для поиска средств радиосвязи, мин и оружия выдвигаются передвижные посты ГАИ (ВАИ) с бронетранспортером. Такой пост скрытно прикрывается с обеих сторон дороги силами до взвода. В тех же целях и против минирования выставляются ночные засады на дорогах с приборами ночного видения.
Согласно американским инструкциям, как бы ни были натренированы солдаты на быстрое спешивание и оборонительное развертывание, при выезде транспорта за пределы населенного пункта (или укрепрайона) в безопасном месте обязательно производилось тренировочное спешивание с последующим оборонительным развертыванием. Это называлось «попутными тренировками» для «намагничивания» личного состава. Во Вьетнаме этот принцип себя более чем оправдал. Согласно немецкой инструкции, такие действия и последующее наступательное агрессивное выдвижение на партизанские позиции «должно быть натренировано до уровня коллективных рефлексов волчьей стаи, где каждый без команды вожака знает, что надо делать». В конце войны немцы научились бороться с партизанскими засадами и хорошо «держали» дороги. В горных районах Франции, Италии и Югославии они не надеялись на услуги проводника. Капитально изучив горный рельеф зоны ответственности, немцы организовали специальные егерские подразделения, ответственные за ту или иную дорогу, направление или участок. Эти же подразделения осуществляли боевое прикрытие и сопровождение колонн по горным дорогам. И эти же подразделения, досконально зная места и тактику партизанских засад, вовремя профилактировали их «с тыла». На важнейших маршрутах для поддержки часто проходящих малых колонн егеря оборудовали временные окопавшиеся заставы, усиленные бронетехникой и минометами, на расстоянии 4-5 км друг от друга, с устойчивой связью между заставами, постами и центральной базой.
Примерно так же действовали и русские в Афганистане. На маршрутах стояли заставы в 5-7 км друг от друга. Обычно это был взвод, усиленный танком или БТР с 82-мм минометом. Между заставами поддерживалась устойчивая радиосвязь. Одна застава передавала колонну другой. Производилась непрерывная пешая разведка местности. Выставлялись скрытые усиленные секрет-посты в местах, потенциально возможных для постановки засад. Кроме того, в наиболее опасных местах — на перевалах, в ущельях, на серпантинах, в «зеленке» и т. д. — выставлялись временные сторожевые заставы. Данные агентурной разведки тщательно проверялись. По дорогам беспрерывно и скрытно передвигались блуждающие разведгруппы, которые одновременно занимались разминированием. При прохождении колонной населенных пунктов производилась их тщательная зачистка, велось прочесывание близлежащей местности, независимо от степени лояльности населения. При подходе к узким и опасным местам в горах бронетехника выдвигалась вперед и прикрывала колонну со стороны возможного нападения. Все господствующие высоты с потенциальными местами для установки засад были тщательно пристреляны артиллерией. При необходимости на такие высоты выдвигались спецподразделения. Колонны всегда были многочисленны по составу и прикрыты с воздуха. Вертолеты огневой поддержки находились на аэродромах в режиме боевого дежурства. При прохождении опасных участков вертолеты обязательно находились в воздухе над колонной. (По материалам статьи В. Матяш «Почему гибнут колонны». Журнал «Спецназ», 2000, № 2-3.)