Штурм автотранспортных средств.
Источник.
Тактика зарубежных спецподразделений при освобождении заложников в автомобиле.
Одно из основных правил проведения операций по освобождению заложников состоит в необходимости блокирования, или «обездвиживания», инцидента. Заложниками в автомобиле могут стать как пассажиры транспортного средства при его захвате, так и уже захваченные преступниками заложники, которых они сажают в предоставленный им автомобиль. Автобусы могут также, и захватываться, и предоставляться преступникам при большом числе заложников и (или) преступников.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕСТУПНИКАМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В первую очередь необходимо понимать, какими соображениями руководствуется руководитель операции, когда преступники требуют предоставить им то или иное транспортное средство.
Его должно прежде всего интересовать, легче или труднее спасти заложников при положительном ответе. Если, скажем, они содержатся в здании, успешный штурм которого весьма сомнителен, предоставление транспорта может быть оправданным шагом. Возможно также, что в случае предоставления им автомобиля преступники не смогут забрать с собой всех заложников и потому вынуждены будут часть их отпустить.
Например, если двое преступников захватили десять заложников и требуют предоставления обычного легкового автомобиля, резонно предположить, что семь-восемь из них могут оказаться на свободе. Руководитель операции может затеять торг и добиться их освобождения. Реализует же замысел руководителя и обсуждает детали переговорщик.
Предварительно подготовленный автомобиль
Еще один вариант действий предполагает подготовку автомобиля к предстоящему штурму.
Когда преступник требует предоставить ему автомобиль, в ряде подразделений подготовка машины включает пять следующих операций:
Блокировку боковых стекол в нижнем положении
Выведение из строя системы блокирования дверей
Снятие зеркал заднего вида
Установку системы дистанционного выключения двигателя
Размещение в автомобиле шоковых или химических зарядов с дистанционным управлением
Неработающие стеклоподъемники и блокировка дверей позволят бойцам быстро проникнуть в салон. Отсутствие зеркал поможет незаметно приблизиться к автомобилю. Дистанционное выключение двигателя даст возможность остановить автомобиль в наиболее удобном для группы захвата месте.
В некоторых подразделениях имеются готовые блоки дистанционного выключения двигателя, которые можно установить буквально за минуту, а с их использованием опытный оператор способен поразительно точно обездвижить автомобиль именно в том месте, где его ждет группа захвата. Другие способы, в том числе заправка небольшим количеством горючего, гораздо менее эффективны.
ШТУРМ АВТОМОБИЛЯ
Если ради спасения заложника необходимо штурмовать автомобиль, в котором тот находится вместе с захватчиком, можно воспользоваться рядом базовых приемов, доказавших свою эффективность.
Принудительная остановка и блокирование автомобиля с заложником
Прежде всего, машину нужно остановить. О возможности использовать систему блокирования двигателя с дистанционным управлением уже говорилось. Хотя существует вариант стрельбы по колесам, это не исключает аварии, в которой может пострадать и заложник. К тому же нет гарантии, что автомобиль действительно остановится. Ленты с шипами, укладываемые поперек полотна дороги для принудительной остановки автомобилей, могут считаться эффективной альтернативой, но и с этим не все так просто и однозначно.
Некоторые команды планируют штурм в тех местах, где водитель вынужден остановиться, однако лучше, вероятно, блокировать дорогу грузовиком или другим транспортным средством. Останавливать машину с преступником желательно непосредственно перед подъемом или там, где рядом с дорогой имеется маскирующее укрытие для группы захвата. При блокировании машины, в которой находится заложник, несколькими автомобилями желательно перекрыть дорогу не только спереди, но и сзади, а также заблокировать двери, чтобы преступник не смог покинуть машину.
Автомобиль (А), в котором находятся заложник и преступник(и), полностью блокирован четырьмя вынудившими его остановиться машинами (В). Автомобиль не может двигаться ни вперед, ни назад, а преступник или преступники не могут его покинуть. Ситуация аналогична блокированию здания, в соответствии с ней группа захвата и может реализовать свою цель
Штурм
Как только автомобиль остановлен, группа захвата должна действовать быстро, чтобы не позволить причинить заложнику вред. Если снайперы заблаговременно заняли позиции вблизи места принудительной остановки автомобиля, при необходимости они могут немедленно ликвидировать преступника или, во всяком случае, будут информировать группу захвата о расположении людей в машине.
Обычно штурм выполняется силами как минимум шести бойцов: четырех собственно штурмующих и двух вспомогательных участников, помогающих проникнуть в машину, извлечь из нее преступников или заложников. Следует заметить, что прежде чем помогать выбраться из машины заложникам, необходимо вытащить из салона или уничтожить преступников.
Поскольку разбить автомобильное стекло не просто, вспомогательные участники штурма должны быть оснащены соответствующими орудиями, например монтировкой, которая позволит сначала разбить стекло, а потом быстро очистить проем от осколков, хотя можно воспользоваться и пружинным пробойником.
В некоторых группах пробойники крепят прямо к стволам пистолетов-пулеметов, что позволяет, разбив стекло, немедленно брать преступников под контроль.
Штурм автомобиля спереди
Штурм автомобиля спереди командой из шести бойцов. В некоторых спецподразделениях предпочитают делать то же силами восьми человек. При работе шестерки четыре бойца (А) действуют как ударная боевая, а двое (В) — группа обеспечения. Действие заключается в использовании спецсредств и (или) инструментов для вскрытия автомобиля (окон и дверей). На рисунке преступники обозначены цифрами 1 и 3, а заложник — цифрой 2
Штурм автомобиля сзади
Применяется, когда для извлечения преступников или заложников из автомобиля нужно прежде вскрыть его. При этом бойцы ударной группы внимательно контролируют действия злоумышленников и готовы открыть огонь при малейшем проявлении их агрессии
Штурм автомобиля сбоку
Ведется, когда одна сторона машины блокирована зданием или чем-то еще. Если нужно извлечь преступников или заложников из машины, это делается с той же свободной стороны. Заметьте, что в данном случае к штурму подключается еще один боец группы обеспечения, контролирующий заблокированную сторону автомобиля
Уничтожение преступника
Ведение огня по находящемуся внутри машины преступнику может быть сопряжено с трудностями. Например, тонированные боковые стекла потребуют выполнения выстрела через лобовое, хотя существуют специальные прицельные приспособления, позволяющие стрелять и через затемненные стекла. Заложник может сидеть между двумя преступниками, что делает практически невозможным выстрел сбоку.
Из практики групп захвата ФБР известен прием ведения огня через крышу автомобиля: боец вскакивает на нее и стреляет в преступника сверху вниз из дробовика пулей.
В определенной ситуации прием может оказаться очень эффективным, но местоположение цели должно быть выявлено с предельной точностью. Кроме того, приближаясь к автомобилю, члены штурмовой группы должны исключить возможность попадания под перекрестный огонь.
Вариант с подключением снайпера
Если террорист собирается посадить заложника или заложников в автомобиль, следует рассмотреть возможность завершения инцидента точным выстрелом в него снайпера или штурмом в момент их перемещения. Даже если снайпер получает «добро» на уничтожение преступника, группа захвата должна быть наготове.
При этом не стоит забывать, что в процессе маневра противник будет особенно внимательным. Сознавая это, спецподразделения часто предпринимают маневры, упрощающие задачу его уничтожения. Например, автомобиль может быть оставлен перед зданием с выключенным двигателем и ключами на крыше со стороны водителя. Возможно, снайперу удастся произвести прицельный выстрел, когда преступник потянется за ключами. Машина может быть поставлена так, чтобы снайперы могли поразить его через лобовое или заднее стекло.
Тактика зарубежных спецподразделений при освобождении заложников в автобусе.
Захват заложников может произойти в рейсовом городском, школьном или междугородном автобусе. Ареной драматических событий могут стать как курсирующие между терминалами аэропортов, так и тюремные автобусы, на которых заключенных доставляют в здание суда. Учитывая высокую вероятность захвата заложников в автобусах, многие группы захвата особо отрабатывают тактику и технику штурма этих транспортных средств.
Предоставление транспортного средства
Преступники и их заложники могут оказаться в автобусе, предоставленном властями, как это имело место в период мюнхенской Олимпиады, когда террористы потребовали доставить их вместе с заложниками в аэропорт.
Если руководитель операции принимает решение о предоставлении преступникам автобуса, следует учесть ряд важных моментов.
Во-первых, модель автобуса должна быть достаточно распространенной, чтобы группа захвата могла немедленно приступить к отработке штурма на идентичном экземпляре.
Во-вторых, конструкция автобуса должна максимально облегчать штурмующим выполнение их задачи.
Кроме того, на автобусе не должно быть затемненных стекол, которые лишат снайперов возможности вести наблюдение, а в случае необходимости вести огонь по преступникам.
Принудительная остановка
План захвата автобуса должен предусматривать четкую координацию действий снайперов, ударной группы, тех, кто будет обеспечивать доступ внутрь салона, применять специальные средства и блокировать машину.
Движущийся автобус нужно прежде всего остановить. Возможные места принудительной остановки: перед красным сигналом светофора, на крутом повороте, непосредственно перед верхней точкой подъема.
Если предполагается остановить машину на перекрестке, бойцы группы захвата могут выглядеть как обычные прохожие.
Вынудить автобус остановиться можно с использованием другого автомобиля, который должен быть достаточно большим, чтобы надежно заблокировать первый. Группа захвата может следовать за ним в фургоне и в полной готовности начать действовать как только он остановится.
Есть и более изощренные способы принудительной остановки. Большинство городских автобусов оснащены дополнительным пультом запуска и выключения двигателя, расположенным вблизи него. Пультом пользуются механики для проверки работы мотора в процессе его обслуживания. Проконсультируйтесь с механиком, который знает интересующий вас тип автобусов, на предмет возможности дистанционного выключения двигателя.
Вывести машину из строя можно и повреждением тормозной системы или электрооборудования. Как правило, разрыв гидравлической системы влечет за собой автоматическую блокировку задних тормозов и, соответственно, остановку автобуса, не позволяя ему тронуться с места.
Обездвижить машину можно, к примеру, при красном сигнале светофора, если один из членов команды заберется под автобус и перережет шланг тормозной системы. Понятно, что команда должна располагать заранее протестированным, достаточно мощным инструментом, чтобы можно было быстро выполнить операцию.
Важно также, чтобы группа захвата была готова начать штурм немедленно после обездвижения автобуса и могла в полной мере воспользоваться замешательством преступников, вызванным внезапной неисправностью.
Обеспечение доступа в автобус
Следующий важный этап операции — попадание внутрь автобуса.
У большинства моделей пульт управления дверями находится рядом с окном водителя, которое обычно не запирается (чтобы водитель мог воспользоваться пультом, находясь снаружи). На городских автобусах передняя дверь приводится в действие гидравликой, а задняя — электроникой. Поскольку гидравлическая система может быть намеренно повреждена, нужно точно знать, не окажется ли передняя дверь заблокированной, или для ее открытия лишь потребуется приложить дополнительное усилие.
Так или иначе, кто-то из членов команды должен быть вооружен тараном, чтобы при необходимости можно было просто взломать дверь.
На школьных автобусах задняя дверь обычно открывается наружу — достаточно повернуть ручку. Если предполагается штурм через заднюю дверь, необходимо уточнить в транспортной компании, можно ли блокировать замок изнутри. Если это возможно, но есть внешняя поворотная ручка, дверь можно быстро открыть с помощью мощных плоскогубцев.
Ограничение обзора
Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при планировании штурма автобуса, обусловлена тем, что очень часто остекление машины обеспечивает преступнику круговой обзор. Как следствие, если он действует в одиночку, оптимальный способ его нейтрализации - выстрел снайпера.
Снайперским огнем можно нейтрализовать и нескольких захвативших заложников преступников, но только если по каждому «работают» два снайпера и при условии, что все преступники будут уничтожены одновременно.
Если окна автобуса тонированные, задача снайпера значительно осложняется.
Кроме того, преступники могут закрыть окна газетами или расставить перед ними заложников. Но тогда они сами ограничат себе обзор, что упростит группе захвата задачу приближения к автобусу.
Использование спецсредств
Средства отвлекающего и шокового действия обычно более эффективны, если вбрасываются внутрь автобуса непосредственно перед началом штурма, причем в ту часть салона, где штурмующих не будет.
Можно использовать их и вне автобуса.
В случае срабатывания устройств в салоне необходимо учитывать, что в замкнутом пространстве устройства могут представлять опасность и для заложников, в особенности для детей и больных людей, как и то, что воздействие на преступников может оказаться меньшим, чем ожидалось, если устройство окажется под сиденьями или за спинками кресел.
Иногда химические боеприпасы можно привести в действие под днищем автобуса, где имеются выходы системы вентиляции.
Техника штурма
Известны различные варианты штурма автобусов, обычно группами численностью от пяти до десяти бойцов. Как правило, непосредственно в салоне должно оказаться не менее четырех штурмующих: два бойца контролируют пассажиров, два других двигаются по проходу в поисках преступников и оружия. Задача упрощается, если они заранее идентифицированы и могут быть узнаны. Хотя и тогда всех пассажиров следует заковать в наручники и вывести из автобуса, чтобы убедиться в отсутствии среди них сообщников преступников. Понятно, что чем пассажиров меньше, тем лучше. Однако, например, школьный автобус вмещает до 65 детей, соответственно, и число заложников может быть значительным.
Первоначальные действия внутри салона
Первая четверка быстро осматривает пространство под сиденьями, чтобы убедиться, что никто не спрятался там с оружием в руках, и лишь затем пара бойцов начинает двигаться по проходу.
Вошедший в салон первым громко и отчетливо кричит: «Полиция (ФБР и т. д.), всем руки вверх!» Возможно, потребуется сразу удалить из салона водителя и пассажиров с передних сидений, чтобы бойцы в начале салона могли свободно пользоваться оружием и контролировать каждый ряд сидений, не подвергая вторую пару опасности попадания под перекрестный огонь.
Лучшее оружие для прикрывающих — пистолеты-пулеметы, хотя только хорошо тренированные бойцы могут позволить себе в этой ситуации перевести оружие на режим автоматического огня.
«Зачистка» салона
Существует два основных способа зачистки.
Первый состоит в быстром проходе пары бойцов через автобус с целью обнаружения оружия, обычно это делается после приказа всем находящимся в салоне положить руки на голову. Затем в салоне появляется группа, которая попарно (с одного сиденья) выводит пассажиров из автобуса, предварительно сковав их руки пластиковыми наручниками.
После этого людей проверяют на предмет причастности к преступлению. Если пассажиров мало, группа выводящих может следовать за первой парой бойцов и выводить пассажиров сразу после проверки их сидений. Однако при данном способе зачистки, если начнется стрельба, в проходе окажется слишком много людей, что затруднит паре, контролирующей салон спереди, задачу прикрытия коллег, занимающихся проверкой пассажиров.
Прикрывающие
Один боец обычно прикрывает (контролирует) водителя, находясь либо перед автобусом, либо у окна со стороны водителя. Второе предпочтительнее, так как одновременно позволяет открыть переднюю дверь. В некоторых группах прикрывающие располагаются по бортам автобуса и контролируют салон через боковые окна, стоя на подставках или низких лесенках. В целом двое прикрывающих, которые быстро врываются в автобус, способны более эффективно выполнять свою функцию, поскольку контролируют салон по всей его глубине, тогда как прикрывающим по бортам большую часть работы придется выполнять с использованием периферического зрения.
Еще один вариант возможен при зачистке школьного автобуса, в который можно проникнуть через заднюю дверь. В некоторых группах этим путем направляют двух прикрывающих, тогда как в других через заднюю дверь в салон попадают те, кому предстоит проводить зачистку. Для них преимущество продвижения из задней части автобуса состоит в возможности осматривать сиденья из более безопасной позиции: преступнику, чтобы открыть по ним огонь, придется сначала развернуться.
Какой бы способ штурма группа ни избрала, главное, чтобы он:
не подвергал участников и группу обеспечения риску попадания под перекрестный огонь
предусматривал проникновение в автобус по крайней мере через одну дверь
обеспечивал двум прикрывающим быстрое попадание в автобус, чтобы они могли контролировать ситуацию из салона
В подобного рода обстоятельствах разрешение инцидента с помощью снайперов, пожалуй, является оптимальным. Однако, поскольку стрелять, скорее всего, придется через стекло и, возможно, под углом, за каждым злоумышленником должно быть закреплено, по крайней мере, два снайпера.
ШТУРМ ГОРОДСКОГО АВТОБУСА
Минимальное число штурмующих - четыре, оптимальное - семь-восемь. Боец 1 контролирует водителя и открывает переднюю дверь, боец 2 готовится вывести двигатель из рабочего состояния, а боец 3 обеспечивает прикрытие сзади. Он же имеет возможность контролировать заднюю дверь. Бойцы 4 и 5 входят в салон и берут под контроль пассажиров. Возможно, для выполнения этой миссии им понадобится удалить из салона водителя и пассажиров передних рядов. Бойцы 6 и 7 в положении готовности к ведению огня продвигаются по проходу и быстро осматривают каждого из пассажиров. Колее на смену первой четверке приходит группа, которая будет выводить из автобуса и проводить дополнительную проверку пассажиров.
ШТУРМ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА
Хотя штурм часто выполняется силами восьми бойцов, лучше проводить его вдевятером. Участник 1 контролирует водителя и открывает переднюю дверь. Бойцы 2 и 3 подставляют колени бойцам 4 и 5, которые быстро осматривают салон со стороны задней двери и при необходимости могут открыть огонь по преступникам или начать пробиваться в салон через заднюю дверь. Если проникновение в автобус происходит через заднюю дверь, бойцы 4 и 5 контролируют салон, а бойцы 2 и 3 приступают к его «зачистке». В противном случае порядок тот же, что и при штурме городского автобуса через переднюю дверь.