24.06.2011   21:01
Импортеры нефти обратились к своему неприкосновенному запасу
Автор: Михаил Антонов

Падение цен на нефть, которое произошло накануне, не повлияет на российскую экономику – это слова помощника президента Аркадия Дворковича. А цены упали после того, как Международное энергетическое агентство вскрыло стратегические запасы и вбросило на рынок 60 миллионов баррелей сырья. Ранее такое случалось лишь дважды: во время войны в Персидском заливе и после урагана "Катрина".
Интересы потребителей и производителей часто противоречат друг другу. И вторые сутки мир наблюдает за их очередным столкновением.Так расстановка сил выглядит на глобусе. Международное энергетическое агентство пытается обернуть против ОПЕК его же собственное оружие – нефть – и ударить ей по ценам.
В комментариях из Вашингтона это выглядит как наказание: "За провал июньского саммита картеля, который, по всем прогнозам, должен был увеличить добычу, компенсировать отсутствие ливийского сырья и поддержать посткризисный экономический рост, но под давлением Ирана и Венесуэлы так этого и не сделал…"
"Мы хотим донести до членов ОПЕК и других стран-экспортеров нефти, что наша экономика не должна больше страдать из-за волнений в арабском мире. Это наш сигнал Ирану, Венесуэле и другим – они не смогут больше играть на этом и поднимать цены", - заявил Эд Марки, глава комиссии по энергетике и окружающей среде/палаты представителей США.
И вот в июле Международное энергетическое агентство выбросит на рынок 60 миллионов баррелей (8 миллионов тонн) нефти из своих резервов. Это много. Это два дня суммарной добычи стран ОПЕК.
И накануне, когда об этом объявили, биржа тут же "просела" процентов на пять с последней отметки 114,21. К использованию своих стратегических запасов МЭА прежде прибегало дважды: во время войны в нефтеносном Персидском заливе и после урагана "Катрина", нанесшего удар по промыслам в Мексиканском. Вот и нынешнее вторжение на рынок по экстренности напоминает спасательную, а по внезапности – военную операцию.
"Это решение будет иметь реальное воздействие на рынки, - комментирует трейдер Синди Векслер. - Так правительство показывает, что оно берет на себя обязательство принять меры в связи с растущими ценами на энергоносители".
Из 60 миллионов баррелей 30 будут американскими, 18 даст Европа, 12 – Азия. Пропорции указывают на то, чья это идея – администрации Обамы. Но ведь нынешние цены продиктованы не реальной нехваткой нефти на рынке, а спекулятивной игрой. И кто, как не США, без конца печатающие пустые деньги, виноваты в возникновении пузырей на бирже. Хотя, конечно, часть экспертов считает, что от нынешней нефтяной интервенции всё-таки будет эффект продолжительностью в несколько месяцев.
"Цены на бензин определенно достигли своего летнего максимума. Я ожидаю, что в дальнейшем розничная цена на заправочных станциях опустится на 10, 20 центов", - убежден президент компании ''ГРЗ энерджи'' Энтони Гризанти.
Но последние торги умерили пафос этих обнадеживающих потребителя прогнозов. Сегодня цена нефти снова выросла больше чем на процент, потому что так устроен теперь рынок – любое падение открывает простор и для нового витка спекулятивного роста.
Нефтяной резерв Международного энергетического агентства составляет фантастические 4 миллиарда баррелей. И давить на рынок можно, конечно, долго. Но биржевой механизм определения справедливой цены как отражения реального спроса и предложения, окончательно разбалансирован. И в этом смысле, источник проблем не в штаб-квартире ОПЕК, а, например, в Нью-Йорке, на Wall Street.

Источник.