Полковник В. АЛЕКСЕЕВ
ПОДГОТОВКА НАБЛЮДАТЕЛЯ
(Советы по методике обучения)
Поле современного боя "пустынно". Мощные огневые средства, которыми оснащены армии, заставляют войска зарываться в землю, как можно полнее использовать выгоды местности и применять всевозможные средства маскировки. Обнаружить противника в таких условиях может только опытный, отлично натренированный глаз.
Но дело не только в том, чтобы обнаружить противника. Надо еще овладеть навыками целеуказания, чтобы своевременно дать знать о замеченном своему командиру или непосредственно войскам; надо уметь в любой обстановке определить расстояние до цели, наконец, важно ничем не выдавать противнику своего присутствия.
Таким образом, условия современного боя предъявляют к наблюдателю очень высокие требования. Отличный наблюдатель должен обладать навыками в наблюдении, целеуказании, определении расстояний до целей и маскировке.
Прежде чем начать обучение и тренировку в наблюдении, необходимо развить в бойце наблюдательность.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИРОДНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Первое занятие командир посвящает выявлению природной наблюдательности и зрительной памяти бойцов. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы сразу заинтересовать обучаемых, возбудить у них стремление развивать любознательность, наблюдательность и зрительную память.
Мы рекомендуем первое занятие организовать следующим образом.
Подразделение (отделение, взвод) располагается на лужайке или на какой-нибудь удобной площадке. Командир поочерёдно вызывает бойцов (по 3-4 человека) и предлагает им ответить на ряд вопросов. Например:
- Сколько пуговиц на вашей гимнастёрке?
- Сколько окон в нашем казарменном помещении?
- Какого цвета крыша клуба?
- Сколько построек по сторонам дороги от казармы до стрельбища?
Боец должен отвечать бистро: ведь всё, о чём его спрашивают, он много раз видел. В зависимости от точности первых ответов последующие вопросы или усложняются или упрощаются.
Таким образом, по ответам своих подчинённых командир сразу же может составить представление об их наблюдательности и зрительной памяти. Безусловно, некоторые, подчас самые простые, вопросы поставят кое-кого из опрашиваемых в тупик. Это заставит бойцов, не сумевших дать ответ, а вместе с ними и остальной личный состав подразделения быть более любознательными, стремиться подмечать и запоминать вес окружающие предметы и явления.
На такого рода "викторину" затрачивается 15-20 минут. Затем командир вызывает четырёх бойцов и говорит им, что сейчас он разложит на земле несколько различных предметов, которые покажет всего на 4-5 секунд. За это время бойцы должны постараться запомнить, сколько разложено предметов, как они называются и как расположены.
Приказав вызванным бойцам повернуться в противоположную сторону, командир раскладывает на землю 8-10 различных предметов. Все бойцы подразделения, кроме тех, чьи фамилии названы, наблюдают за действиями командира.
Когда приготовления закончены, командир накрывает предметы листом газетной бумаги, подаёт четырём вызванным бойцам команду "кругом" и на 4-5 секунд поднимает газету. Затем он поочерёдно каждому из них приказывает доложить, какие предметы он заметил, какого они цвета и т. д. (причём, после того как вызванные четыре бойца повернутся, командир поднимает газету, чтобы остальные бойцы могли видеть находящиеся на земле предметы). По ответам опрашиваемого бойца командир делает заключение о его зрительной памяти.
После этого он вызывает других четырёх бойцов и, повернув их кругом, добавляет 2-3 новых предмета к тем, которые уже находятся на земле (или снимает некоторые из них), изменяет положение остальных и т. п.
Бойцы после 4-5 секунд наблюдения поочередно докладывают, сколько добавилось (или снято) предметов, каких именно, какие изменения в расположении прежних предметов произошли, и т. д.
Затем вызываются следующие бойцы, пока не будет опрошено всё подразделение.
На такое занятие обычно отводится 1,5-2 часа.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПУТИ
Это занятие проводится в движении. Командир заранее выбирает маршрут протяжением до 1 км, чтобы по сторонам пути было возможно больше самых разнообразных местных предметов. С учётом тех же требований выбирается и обратный маршрут.
Каждый выбранный маршрут командир тщательно изучает, запоминая не только все встречающиеся на нём предметы, но и отдельные их признаки (очертание, цвет и т. д.). В некоторых случаях, "'ели, например, местных предметов много, не лишне заранее подготовить "памятку".
В день занятий, построив подразделение, командир кратко объясняет бойцам тему и цель занятия, предлагает им внимательно смотреть по обеим сторонам маршрута движения, чтобы запомнить четные предметы и их характерные особенности.
В зависимости от количества местных предметов и характера местности наблюдение в стороны следует ограничить определённым расстоянием.
В конечной точке маршрута командир останавливает подразделение приказывает бойцам поочередно доложить обо всём, что они заметили по пути. Опросив всех, он делает краткий разбор, дополняя доклады обучаемых данными из результатов своего няблюдения или "памятки", указывая на упущения подчинённых. Это занятие повторяется, причем подразделение двигается уже по другому маршруту.
По тому, как обучаемые запоминают местные предметы, встречающиеся на их пути, командир может выявить бойцов, обладающих большей наблюдательностью и лучшей зрительной памятью. При обучении личного состава наблюдению он назначает их своими помощниками. Бойцов, у которых наблюдательность развита слабо, он берёт на учёт, чтобы в дальнейшем уделять им больше внимания.
На занятие отводят 1,5-2 часа.
Результаты обучения скажутся тем скорее, чем сильнее командир заинтересует подчинённых, убедительнее докажет им необходимость тренировки зрительной памяти и наблюдательности.
Для таких тренировок командир может рекомендовать, например, следующие упражнения:
Войти в помещение (читальню клуба, комнату отдыха), быстро окинуть помещение взглядом, выйти и мысленно представить себе расположение мебели, оформление и т. п., после чего проверить себя, вернувшись в то же помещение.
Остановиться перед фотогазетой, плакатом, ротной стенной газетой, посмотреть, как расположены статьи, рисунки, фото, надписи, затем повернуться кругом или отойти в сторону и мысленно представить всю газету (плакат). Затем снова подойти к газете (плакату) и проверить себя.
Подойти к ящику с песком или миниатюр-полигону, всмотреться в ближний план и, повернувшись, постараться запомнить всё, что видел. То же самое сделать в отношении среднего и дальнего планов.
Такие тренировки можно проводить и вдвоём. Например, один боец в течение 5-6 секунд внимательно просматривает ящик с леском или плакат, затем докладывает своему товарищу об имеющихся там предметах и их расположении. Последний проверяет правильность доклада. После этого бойцы меняются ролями.
Подобные упражнения уже через несколько дней дадут хорошие результаты. Но этого недостаточно. Надо напоминать подчиненным о постоянной тренировке, добиваться, чтобы внимательное отношение ко всем окружающим предметам стало у них привычкой.
Разумеется, самостоятельные тренировки бойцов, не должны проходить бесконтрольно. Командир обязан проверять выполнение данных им заданий.
Кроме самостоятельных тренировок, целесообразно практиковать и такой метод: по прибытии на какой-либо новый участок местности потребовать от подчинённых осмотреть и оценить его, запомнить важнейшие местные предметы, которые могут явиться ориентирами, и т. п.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Сначала командир рассказывает бойцам, какие местные предметы могут служить ориентирами, каково назначение ориентиров, объясняет порядок ведения наблюдения в заданной полосе и т. д.
За тем он подыскивает место, с которого открывается наиболее интересная перспектива, и выводит туда подразделение.
Остановив подразделение так, чтобы выбранный участок находился позади бойцов, он разъясняет им цель занятия, после чего подаёт команду "кругом". Бойцы 15-20 секунд рассматривают расположенную перед ними местность, затем командир снова подает команду "кругом" и поочередно выслушивает доклады о панораме местности.
На занятии командир требует от бойцов, чтобы в первую очередь они обращали внимание на те местные предметы, которые имеют военное значение (возвышенности, мосты, гати, овраги) и своим внешним видом отличаются от других подобных предметов.
На занятие отводится не более одного часа. В дальнейшем командир тренирует бойцов в запоминании перспективы местности на тактических занятиях.
Описанные три занятия являются начальной школой наблюдателя. Они должны быть проведены одно за другим в течение 8-10 дней. Последующие занятия проводятся уже в условиях, приближающих бойца к реальной обстановке современного боя.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ В ОБНАРУЖЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ НА МЕСТНОСТИ
Командир заранее выбирает небольшой участок местности в 300-400 м глубиной, 100-500 м по фронту. Желательно, чтобы на участке были отдельные кусты, кочки, пни и другие местные предметы. Затем командир выделяет себе в помощь двух-трёх бойцов, приказывает им соорудить несколько искусственных предметов, аналогичных тем, которые имеются на выбранном участке, намечает места, где следует поставить эти искусственные предметы, приказывает оборудовать около них укрытия и основательно их замаскировать, наконец, указывает сигналы, по которым бойцы должны будут (в ходе занятия) выставлять искусственные предметы.
После этого командир тренирует своих помощников и, убедившись, что они в точности выполняют все его сигналы, уточняет время начала занятия. Помощники командира занимают свои места в укрытиях до прихода отделения (взвода), чтобы не выдать своего присутствия.
Когда подразделение прибудет на место занятия, командир приказывает бойцам в течение 2 - 3 минут осмотреть (с одной точки) свои полосы. Затем, повернув подразделение кругом, он подает условный сигнал своим помощникам, и те устанавливают искусственные кустики или пни, а за ними - наиболее характерные, встречающиеся на поле боя различные цели (наблюдатель с биноклем, перископ, амбразура и др.). Командир снова поворачивает подразделение кругом и даёт обучаемым 1-2 минуты на повторное изучение участка. По истечении этого срока он задаёт им ряд вопросов. Например:
- Что нового вы обнаружили в своей полосе наблюдения?
- Изменилась ли местность?
- Не замечаете ли вы чего-либо подозрительного?
На первом занятии, при условии хорошей подготовки участка, бойцы не замечают никаких изменений. Тогда командир наводящими вопросами помогает обучающимся обнаружить "подделки" местности и в конце занятия, подав помощникам сигнал раскрыть маскировку, производит разбор.
Подготовка такого занятия обычно занимает 1 -1,5 часа, а самое занятие - 1 час.
Подобное занятие рекомендуется повторить 3-4 раза на различной местности, усложняя каждый раз обстановку. На повторных занятиях бойцы, как правило, "разгадывают" ложные предметы. Но бывает и так, что некоторые "обнаруживают" их там, где на самом деле их не устанавливали. Такие ошибки обычно вызывают весёлое оживление и вместе с тем дают наглядный урок необходимости более внимательного отношения наблюдателя к выполнению своих обязанностей.
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Занятие проводится с обозначенным противником и организуется примерно следующим образом. Командир подбирает участок местности, на котором можно было бы замаскированно расположить обучаемых. Перед ними на расстоянии 300-400 м он располагает нескольких бойцов (с мишенями), изображающих противника. Участок местности, предназначенный для размещения подразделения, должен быть оборудован самыми разнообразными местными предметами, приспособленными для ведения наблюдения и огня; участок, занимаемый "противником", выбирается с таким расчётом, чтобы "противник" в тылу участка мог скрытно передвигаться, скрытно вести наблюдение, показывать цели в различных местах.
Порядок действий "противника" командир продумывает заранее; заранее инструктирует он и бойцов, назначенных для обозначения противника.
Приведём примерную программу действий "противника":
Боец (несколько бойцов) за кустами делает перебежку. Наблюдатели не должны его видеть, но за ним должен остаться слегка заметный след - поднятая пыль или колебание веток.
В двух-трёх местах появляется блеск металлических частей оружия или снаряжения. Это повторяется 2-3 раза через 30-40 секунд.
В двух-трёх пунктах шевелятся ветки (но не слишком сильно).
Прикрываясь искусственным КУСТОМ, "солдат противника" медленно продвигается вперёд (за 5-7 минут - на 30-40 м).
В макете дота или дзота открывается и закрывается амбразура (заметно некоторое изменение цвета части стенки сооружения).
В двух различных точках на открытой местности в 250-300 м от наблюдателей одновременно появляются две грудные фигуры: одна - боец, другая - мишень. Фигуры остаются неподвижными в течение 15-20 секунд, после чего медленно скрываются. Через 1-2 минуты фигуры появляются вновь и быстро скрываются. Через 1-2 минуты фигуры появляются в третий раз и по истечении 15-20 секунд быстро скрываются.
В 300-400 м от наблюдателей на фоне кустарника одновременно, но очень медленно (в течение 5-6 секунд) появляются ростовые фигуры: боец незамаскированный, боец в маскхалате, боец, замаскированный ветками и травой. Фигуры остаются неподвижными в течение 15-20 секунд, а затем медленно скрываются. Через 1-2 минуты ростовые фигуры появляются вновь. Они поднимаются медленно, но скрываются быстро. В третий раз фигуры появляются быстро и по истечении 15-20 секунд так же быстро скрываются.
Программу действий "противника" можно разнообразить в зависимости от местных условий и времени года.
После выполнения "противником" всей программы командир отбирает у обучаемых журналы наблюдения (бойцы должны быть заранее обучены вести этот журнал) и проверяет их, а затем производит разбор занятия.
На такое занятие отводится 2 часа.
Надо сказать, что в описанном занятии наблюдение комплексируется с маскировкой, и это является положительной его стороной.
Подобное занятие желательно повторить, но в другой обстановке.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ХИТРОСТИ
Для этого целесообразно проводить двусторонние занятия, на которых наблюдение комплектуется с маскировкой. Такими занятиями специальная подготовка наблюдателей завершается.
Командир выбирает участок местности, на котором были бы два рубежа с редким кустарником, кочками, бурьяном и т. п. между этими рубежами должна пролегать полоса ровной местности, шириной в 150-200 м. Обучаемые делятся на две группы.
Бойцы первой группы располагаются в исходном положении одним рубежом. Очень важно, чтобы с противоположного рубежа не было видно.
Вторая группа получает приказание за 10-15 минут занять другой рубеж, замаскироваться и вести наблюдение в сторону первой группы. Когда вторая группа займёт рубеж и начнёт наблюдение, первой группе даётся приказание скрытно выдвинуться на свой рубеж и вести наблюдение за второй группой.
Командир и его помощник должны точно знать места расположения каждого бойца. Спустя 10-15 минут первая группа по приказу (сигналу) командира незаметно отходит со своего рубежа на исходное положение, а вторая группа - тоже по приказанию (сигналу) командира - направляется к месту расположения первой группы. Бойцы указывают, в каких именно точках они заметили наблюдателей "противника".
Командир отмечает бойцов, сумевших правильно показать моста наблюдателей "противника" или ложных НП.
Так же производится разбор действий первой группы. Затем рубежи меняются, и занятие повторяется в том же порядке. Рекомендуется также повторить занятие на другой местности - в условиях, когда одна сторона, хорошо замаскировавшись, ведёт наблюдение с открытой ровной поляны.
В дальнейшем наблюдатели совершенствуют свои навыки на всех занятиях по огневому делу и тактической подготовке.
Журнал "Военный вестник" № 17 за сентябрь 1945 г.