Группа "Честь"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Группа "Честь" » Тактико-специальная подготовка "лес". » Методика целеуказания и наведения авиации на наземные цели.


Методика целеуказания и наведения авиации на наземные цели.

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Главный штаб ВВС и войск ПВО

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Методика целеуказания и наведения авиации на наземные цели ».

Вопросы:

1. Вступление.
2. Виды, способы и характеристика целеуказания и наведения.
3. Подготовка авианаводчиков к выполнению целеуказания и наведения авиации с земли.
4. Целеуказания в ходе выполнения боевых задач.
5. Особенности целеуказания и наведения на наземные цели самолетов (вертолетов), оборудованных прицельно-навигационными комплексами (ПНК).

Время – 2 часа.

Используемая литература:

1. Методика подготовки авиационных наводчиков. (Издание  - 1985г. г. Москва)
2. Методические разработки ВВА им. Ю.А. Гагарина и 344 ЦБП и ПЛС.

0

2

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Для поражения наземных, главным образом малоразмерных, подвижных бронированных объектов на переднем крае и в тактической  глубине, привлекаются боевые вертолеты, само-леты-штурмовики, бомбардировщики. Все они имеют большие потенциальные возможности по поражению наземных целей. Однако реализовать их в боевом полете в виду сложности об-наружения целей на дальностях, обеспечивающих успешное применение вооружения самоле-тов (вертолетов) не всегда предоставляется возможным. Кроме того, опознавание брониро-ванных и камуфляжных объектов, находящихся в непосредственной близости от наших войск, при примерно одинаковой форме бронированной техники противника и наших войск пред-ставляет определенную трудность, что создает предпосылки для нанесения ударов авиации по своим войскам.
Кроме этого, на возможности самостоятельного поиска и обнаружения экипажами на-земных целей серьезные ограничения накладывает необходимость выполнения экипажами полетов на малых и предельно малых высотах, в зонах просматриваемых противником визу-ально или с помощью радиолокационных средств. Преждевременное увеличение высоты по-лета для улучшения условий поиска целей может привести  к потере внезапности атаки и по-вышению вероятности поражения самолетов (вертолетов) средствами ПВО противника.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость организации и осуществления целеуказания и наведения авиации на наземные цели расположенные в непосредственной близости от наших войск и в ближайшей тактической глубине.
Современные высокоманевренные действия войск и резко меняющаяся обстановка на поле боя определяют ряд требований  к целеуказанию и наведению. Важнейшим из них явля-ется постоянная готовность авианаводчика взять на себя управление авиационными подразде-лениями (экипажами) в районе нанесения авиационного удара и обеспечить целеуказания или наведения их на цели в любой обстановке.

0

3

ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ И НАВЕДЕНИЕ АВИАЦИИ С ЗЕМЛИ

1. Виды, способы и характеристика целеуказаний и наведений.

Выход на цель и нанесение удара по заданной цели являются наиболее сложными от-ветственным этапом полета. Эффективность авиационного удара подразделений фронтовой и армейской авиации по малоразмерным замаскированным или подвижным целям во многом зависит от организации и осуществления целеуказания и наведения.
Под целеуказанием  следует понимать краткую, четкую и понятную информацию ве-дущего ударной группы в воздухе о местоположении и характере цели. Целеуказание под-разделяется на заблаговременное и непосредственное.
Заблаговременное целеуказание осуществляется при постановке боевой задачи  под-разделению (экипажу) по картам крупного масштаба и фотоснимкам на основании развед-данных о противнике. Для ведущих подразделений штурмовой авиации и авианаводчиков  оно может производиться на местности при проведении рекогносцировки перед началом боевых действий.
Непосредственное целеуказание экипажам (группам) выполняется при подходе самолё-тов (вертолётов) к целям и их поиски. Оно осуществляется наземными авианаводчиками или экипажами вертолётов наведения и целеуказания. В ходе непосредственного целеуказания и наведения экипажу самолёта (вертолёта) должны быть сообщены данные о расположении цели относительно самолёта (вертолёта), характерного ориентира или координаты цели, тип (вид) цели, ее состояние, характер функционирования, параметры движения, отличительные признаки на местности. При необходимости экипажам дополнительно могут сообщаться об-становка в районе объекта удара и характер противодействия средств ПВО противника. При непосредственном целеуказанием с применением средств обозначения авианаводчик должен обеспечить экипажам прямую видимость этих средств. В качестве средств обозначения, показывающих экипажам местоположение цели или направление полёта на нее, могут ис-пользоваться пиротехнические, огневые, светотехнические, лазерные и т.д.
Непосредственным целеуказанием можно обеспечить выход ударных групп бомбарди-ровочной  и штурмовой авиации на заданные объекты при действиях как по заранее задан-ным целям в назначенное время, так и при действиях по вызову из положения дежурства на земле и в воздухе без предварительного программирования маршрута полёта и координат цели.
Изменения обстановки в процессе боевых действий могут привести к необходимости перенацеливания подразделений самолётов (вертолётов) на другие объекты. Под перенаце-ливанием понимают действия пунктов управления по подготовке данных и передаче команд и информации подразделению (экипажу), выполняющему полёт в соответствии с ранее по-ставленной боевой задачи, для действий по новой цели.
В этом случае авианаводчики могут производить целеуказания и наведение ударных групп на заданные при перенацеливании объекты.
Под наведением понимается передача команд командиру авиаподразделения (экипажу) для вывода его в положение, обеспечивающее обнаружение цели экипажами самолётов (вер-толётов) и атаки ее с ходу. Авианаводчик осуществляет наведение по данным визуального, телевизионного или другого вида наблюдения самолётов и цели подачей чётких и кратких команд ведущему ударной группы. Наведение может осуществляться при точном знании ме-стоположения цели.
По сравнению с целеуказанием наведение является более сложным процессом, тре-бующим от авианаводчика знаний маневренных возможностей самолётов (вертолётов) и на-выков в подаче команд на выполнение экипажами маневров для атаки цели с применением различных средств поражения и преодоления противодействия средств ПВО противника.
Целеуказание и наведение могут осуществляться в следующих системах координат:
- полярной системе координат;
- прямоугольной системе координат.
            В полярной системе координат положение цели определяется ее азимутом относитель-но выбранной опорной точки (полюса)  и дальностью от нее до цели. Эта система координат принята для РЛС и может применяться для целеуказания и наведения всех типов самолётов (вертолётов) штурмовой авиации. При целеуказании в тех системах координат, в которых ре-шаются навигационные задачи на борту самолёта (вертолёта), полярные координаты могут использоваться в качестве дополнительной информации, облегчающей экипажам поиск и вы-ход на заданные цели.
            Среднее квадратичное радиальное отклонение в определении местоположения цели в полярной системе координат на карте масштаба 1: 100 000 и удалении цели от опорного ори-ентира до 10 км составляет 150-200 м. По более удаленным объектам целеуказания в полярной системе координат производить не следует, так как ошибки возрастают до 500 м и более.
             В прямоугольной системе координат проекция Гаусса положение цели определяются координатами X и Y, которые снимаются непосредственно с карты с помощью масштабной линейки и палетки.
Погрешности в определении прямоугольных координат составляют 100-150 м. По этой причи-не прямоугольные координаты являются основными как при  целеуказании,  так и при обмене информацией между пунктами управления. Для открытой передачи прямоугольные координа-ты преобразуются в кодовые числа по установленной системе кодирования карт  (Рис. 9 а, б).
Для кодирования используются, как правило, карты масштаба 1:100 000. Кодировка карты производится обозначением квадратов километровой сетки произвольно выбранными двузначными цифрами: первые две цифры обозначают координату квадрата по вертикали, две вторые – по  горизонтали. Так, код 33-56 означает, что цель находится в квадрате размером 2х2 км (для карты масштаба 1:100 000) (Рис. 9).
Для повышения точности определения местоположения объектов квадраты километ-ровой сетки карты мысленно разбиваются на девять малых равных квадратов, отсчет которых ведется с левого верхнего угла вправо “по улитке”, а их обозначение – однозначными цифра-ми от 1 до 9 или двузначными с добавлением цифры “0”.
Для кодирования другим способом карта масштаба 1:100 000 разбивается на районы боевых действий размером 20х20 км каждый. Районы кодируются произвольно выбранными двузначными числами.
Непосредственное целеуказание и наведение может осуществляться следующими способами:
- курсовым, или азимутальным;
- по характерным ориентирам на боевом курсе и у цели;
- по квадратам сетки карты;
- применением средств обозначения цели;
- по искусственным визуальным маркерам;
- указание цели относительно опорного ориентира;
- комбинированным способом.
      При курсовом (азимутальном) способе   экипажам самолётов (вертолётов) авианаводчи-ку сообщается курс (азимут) на цель и дальность до нее от места расположения авианаводчи-ка. Выход экипажей на авианаводчика осуществляется визуально по заранее рассчитанному маршруту или с помощью авиационного радиокомпаса. В случае невозможности точного вы-хода экипажей на авианаводчика последний при обнаружении ударных групп в своей зоне от-ветственности сам определяет и передает по радио курсовой угол и дальность до цели относи-тельно ведущего группы. При этом, чем меньше боковое уклонение ведущего в выходе на авианаводчика, тем точнее авианаводчик может определить курсовой угол цели.
        Целеуказание и наведение по характерным ориентирам на боевом курсе и у цели предусматривает сообщения ведущему группы данных о положении цели относительно харак-терных, контрастных, хорошо видимых с воздуха и земли ориентиров, лежащих на маршруте полета или вблизи цели. Ориентиры выбираются на дальности, превышающей дальность при-менения экипажами самолётов (вертолётов) средств поражения с ходу.
       Целеуказание по квадратам сетки карты заключается в сообщении авианаводчику эки-пажам самолётов (вертолётов) либо закодированного квадрата карты, либо координат X и Y, снимаемых с карты с помощью масштабной линейки или глазомерно по километровой прямо-угольной сетке карты. Этот способ применяется при подходе ударных групп к району нанесе-ния удара для предварительного ориентирования экипажей о местонахождении целей и когда авианаводчик не наблюдает визуально объекты удара, но положение их ему достоверно из-вестно по результатам разведки.
       Обозначающие средства применяются для обозначения цели или направления на нее. Цель означается дымовыми, зажигательными и осветительными артиллерийскими снарядами и дымовыми или осветительными минами, а также разрывами других боеприпасов. Направле-ние на цель может обозначаться развёрнутыми полотнищами, трассами пуль или артиллерий-ских снарядов, а место цели – пересечением 2-х – 3-х трасс.
Целеуказание по искусственным визуальным маркерам осуществляется в условиях ограниченной видимости и ночью с помощью ряда выложенных в направлении на цель цвет-ных дымовых шашек, светомаяков, пирофакелов. целеуказание данным способом обеспечива-ет опознавание цели на дальностях, определяемых метеорологической видимостью.
Целеуказание относительно опорного ориентира осуществляется сообщением веду-щему ударной группы азимута и дальности до цели от заранее намеченного характерного ори-ентира (Рис. 10). При непосредственном целеуказании ударная группа выводится на опорный ориентир и относительно него авианаводчик сообщает экипажам истинный азимут и удаление до цели (курс на цель и дальность).
Этим способом можно выводить ударные группы как на визуально видимые цели, так и на удалённые.
Целеуказание комбинированным способом заключается в последовательном примене-нии авианаводчиком различных способов целеуказания или их элементов по мере подхода ударных групп авиации к району боевых действий (цели).

0

4

2. Подготовка авианаводчика к выполнению целеуказания и наведения авиации с земли

Подготовка авианаводчика состоит из подготовки до получения боевой задачи, подго-товки после получения боевой задачи и непосредственной подготовки в мсб (тб), в полосе действий которой наносятся авиаудары.
Подготовка до получения боевой задачи заключается в изучении группировки, объектов, тактики войск противника, систем его ПВО; тактики действия своих войск, способов атаки це-ли штурмовиками, безопасных условий применения авиационных средств поражения, спосо-бов целеуказания и наведения, радиационной обстановки, рельефа и метеоусловий района боевых действий.
Подготовка авианаводчиков из числа офицеров боевого управления до получения боевой задачи производится под руководством начальника группы боевого управления или начальни-ка штаба  командного пункта авиации и войск ПВО, а из числа лиц лётного состава до получе-ния и после получения боевой задачи может производиться совместно с лётным составом сво-их частей под руководством начальников штабов этих частей.
После получения боевой задачи авианаводчики уясняют её, изучают решение команди-ров ударных групп, маршруты, профиль и режим полёта, способы выхода на цель и её атаки, условия и порядок применения авиационных средств поражения; делают выписки из плана-графика боевых вылетов части для ударных групп, действующих в полосе данной мсб (тб); изучают сигналы управления авиаподразделениями, порядок вызова дежурных сил и поста-новки (уточнения) им боевой задачи, сигналы взаимодействия с сухопутными войсками, спо-собы обозначения переднего края и войск; определяют способы целеуказания авиации на на-земные цели; наносят на карту опорные ориентиры, систему кодирования карт; делают выпис-ки из переговорных таблиц; выполняют расчеты и отрабатывают таблицы целеуказания.
В результате подготовки к боевым действиям авианаводчик должен детально изучить и знать:
- предстоящий район  по картам крупного масштаба, фотопланшетам;
- последние данные о положении и характере действий своих войск и противника;
- основные маршруты, контрольные (опорные) ориентиры, намечаемые для выхода на цель, их нумерацию;
- места расположения объектов действий;
- расположение и время действия своей артиллерии, дальность и высоту траектории арт. снарядов в полосе действия мсб (тб);
- порядок вызова дежурных сил и постановке (уточнения) им боевой задачи;
- порядок управления экипажами, целеуказания на наземные цели;
- метеоусловия и радиационную обстановку в р-не базирования, на маршрутах и в районе цели.
Авианаводчик отрабатывает карту масштаба 1 : 100 000 или 1 : 200 000, на которую на-носит обстановку, кодировку, объекты ударов авиации, ракетных войск и артиллерии, мар-шруты полётов авиации и движения своих войск, направление выхода на цель для атаки, схе-мы радио- и телефонной связи и другие данные по необходимости.
Авианаводчик прибывает в мсб (тб), имея кроме рабочей карты и справочного материала бинокль, компас, часы, ракетницу с набором ракет, радиостанцию типа Р-809.
В распоряжение авианаводчика может выделяться БМП, АКШМ.
После прибытия в мсб (тб) авианаводчик изучает замысел командира батальона (брига-ды) на боевые действия, наносит обстановку на свою рабочую карту, уточняет своё располо-жение в боевом порядке батальона, согласовывает порядок ведения приводной и радиосвязи, получение разведданных о противнике, уточняет наличие необходимых обозначающих средств и порядок ввода их в действие для обозначения своих войск, взаимного опознавания и целеуказания. В штабе мсб (тб) он уточняет положение передовых подразделений своих войск, место и время нанесения ударов артиллерии и ракетными войсками, докладывает на-чальнику штаба маршруты, профили полётов ударной авиации, цели и время нанесения уда-ров.
О своём местоположении, положении подразделений мсб (тб) и о порядке целеуказания с помощью обозначающих средств, авианаводчик докладывает начальнику группы боевого управления.
Авианаводчик анализирует действительное и предполагаемое (к моменту удара) распо-ложение цели, рельеф местности, метеоусловия, оценивает возможности по целеуказанию и наведению авиации. На основании этих данных он определяет способ целеуказания, направле-ние выходов для повторных атак с учётом безопасности своих войск и авиации от поражения своими боеприпасами и средствами ПВО противника.
В ходе боевых действий задачу на целеуказание авианаводчик получает от начальника группы боевого управления лично по радио или по проводным средствам связи. Ему указыва-ется местоположения и характер цели, состав ударных групп и позывные ведущих, маршрут полёта (опорные ориентиры) и высота полёта, время выхода на цель (опорный ориентир) и боевая зарядка. Начальник группы боевого управления информирует его о действиях в полосе мсб (тб) и в районе цели других авиаподразделений.
Экипажи самолётов (вертолётов) в период подготовки к боевым действиям изучают рай-он расположения цели, систему опорных ориентиров, порядок целеуказания самолётов (верто-лётов) авианаводчику, сигналы управления и порядок ведения радиообмена, а также порядок применения обозначающих средств для взаимного опознавания, обозначения переднего края войск и целеуказания.
В результате организации целеуказания и наведения авианаводчика  экипажи самолётов (вертолётов) должны отчётливо представлять последовательность своих действий на всех эта-пах подготовки и нанесения авиаудара.

0

5

3. Целеуказание и наведение в ходе выполнения боевой задачи

Авианаводчик занимает свой пост заранее, до начала боевых действий, с тем, чтобы изу-чить позиции противника, вскрыть замаскированные объекты, наметить характерные ориенти-ры в районе цели и на маршруте полетов авиации. Свое местоположение авианаводчик выби-рает с учетом обеспечения возможности наблюдения за противником, действиями своих войск и авиации, а также условий надежной маскировки.
Координаты местоположения авианаводчика можно определить привязкой по характер-ным ориентирам по карте крупного масштаба или с помощью топопривязчика.
В первом случае с помощью магнитного компаса (гирокомпаса) снимаются два-три ази-мута на видимые и имеющиеся на карте ориентиры (Рис. 11), от которых прокладываются на карте пеленги, отсчитываемые от вертикальных линий сетей Гаусса, и вычисляются по фор-муле:
α= А± 1800 +∆М - ∆,
где А - азимут ориентира;
∆М - магнитное склонение;
∆ - дирекционный угол.
Ориентиры для изменения азимутов выбираются такими, чтобы углы между линиями пе-ленгов в точке их пересечения были более 300. Погрешность в определении места этим спосо-бом при дальности ориентиров 3-5 км составляет более 300 м, если измерения выполнялись с помощью магнитного компаса, и менее 100 м, если азимуты определялись с помощью гиро-компаса.
Точность определения координат места с помощью топопривязчика характеризуется ве-личиной 0,6% от пройденного расстояния. Это позволяет производить коррекцию координат через 10-15 км или через 1,5-2 ч работы. Получив задачу на целеуказание (наведение) и опре-делив порядок ее выполнения, авианаводчик осуществляет непосредственное наблюдение с помощью технических средств (бинокль или стереотруба) или визуально за объектами удара. Обнаружение объектов удара по его демаскирующим признакам: антеннам на командном пункте, шлейфам пыли, снега и т.д.
Дальность до цели определяется глазомерно, с помощью оптических приборов или при-вязкой ее по карте к характерному ориентиру. Направление на цель определяется с помощью компаса (часов) или специального планшета с азимутальным кругом и закрепленным на нем компасом.
В целом точность определения координат целей, обеспечивающая выход самолетов (вер-толетов) на цели и атаку их с ходу,  должна составлять 50-100 м. Современные угломерные и дальномерные приборы типа  КТД-1 и ДАК-1 позволяют определять азимут цели с ошибкой 10 и дальность с погрешностью 3-5 м. При последующем нанесении целей на планшет масштаба 1: 25 000 ошибки в определении координат могут возрасти до 70-80 м.
В ходе боевых действий авианаводчик обязан постоянно следить за положением, функ-ционированием и состоянием объектов противника в полосе мсб (тб). Эти объекты он наносит на карту, а объекты, расположенные в зоне его визуальной видимости, - и на планшет, оцени-вает положение целей и в зависимости от располагаемых средств наблюдения целей и  само-летов, возможностей экипажей по выходу на цель, определяет способ ЦУ или наведения.
Если цель и опорный ориентир на маршруте полета самолётов (вертолётов) находятся в зоне визуальной видимости, авианаводчик осуществляет непосредственное целеуказание и на-ведение.  Непосредственным  целеуказанием и наведением можно обеспечить выход ударных групп на объекты противника в полосе мсб(тб) на глубину выполнения мсб(тб) ближайшей задачи (3-5 км от переднего края).
Группа боевого управления, установив связь с экипажами, выводит их по намеченному маршруту в район цели. На рубеже передачи управления начальник группы боевого управле-ния информирует авианаводчика о составе группы, позывном ведущего и высоте полета само-лётов (вертолётов). Авианаводчик в зависимости от дальности обнаружения группы, которая будет зависеть от высоты полета, метеоусловий и места расположения авианаводчика, направ-ления полета относительно солнца, дымов, состава группы и в среднем составляет 6-10 км, ус-танавливает визуальный контакт, двустороннюю радиосвязь с самолётами (вертолётами) и осуществляет  целеуказание и наведение  их на наземные цели.
При курсовом способе   (Рис. 12) целеуказания группа самолётов (вертолётов) выходят на авианаводчика визуально по заранее рассчитанному маршруту или с помощью авиационно-го радиокомпаса. После установления радиосвязи с экипажами авианаводчик передает курс на цель и дальность до нее, считая от своего местоположения, сообщает характер и демаскирую-щие признаки цели.
Например, « 322-й, я - Сокол, курс 40 на дальности 3, двойка 25», что означает курс на цель от места авианаводчика 400, на дальности 3 км находятся 2 танка противника.
При уклонении от линии заданного пути (боевого курса) авианаводчик информирует об этом командира экипажа или исправляет ошибку командами. Одновременно экипаж инфор-мируется о дальности до цели.
Целеуказание данным способом обеспечивает при выходе экипажей на авианаводчика с ошибкой 300 м визуальное опознавание цели с дальности 3-4 км, а обнаружение экипажем це-ли на удалении 200 м в стороне от линии заданного пути позволяет применять по ней авиаци-онные средства поражения с первой атаки.
При целеуказании данным способом ограничивается возможность использованием эки-пажами маскирующих свойств местности, что снижает внезапность атаки и вероятность пре-одоления противодействия средств ПВО противника. Данный способ применяется, когда ПВО противника подавлена или возможна атака цели без захода в зону огня средств ПВО и стрел-кового оружия противника.
ЦУ по характерным ориентирам (Рис.13) предусматривает сообщение командиру эки-пажа (ведущему группы) данных о положении цели относительно характерных ориентиров, расположенных на маршруте полета или вблизи цели. Ударные группы по команде авианавод-чика или визуально по заранее рассчитанному маршруту выходят на намеченный характерный ориентир. При подходе к ориентиру  командиру экипажа (ведущему группы) авианаводчик выдает информацию о положении цели относительно этого ориентира и ее демаскирующих признаках.
Расстояние от ориентира до целей определяется авианаводчиком по планшету (карте) или глазомерно. Экипажам сообщается положение цели относительно ориентира и направление захода ударной группы.
Ошибка в выходе на характерный ориентир исправляется авианаводчиком указанием курса выхода на цель или информацией экипажа о месте характерный ориентира относительно самолёта (вертолёта).
При значительных ошибках экипажей в выходе на характерный ориентир может потре-боваться дополнительное маневрирование для атаки цели, что увеличивает время пребывания самолётов (вертолётов) в районе цели.
Положительная сторона применения – возможность использования экипажами складок местности, положения солнца в целях повышения внезапности атаки и преодоления ПВО про-тивника.

Целеуказание по квадратам кодированной сетки карты (Рис. 14а) заключается в со-общении ведущему группы квадрата карты, в которой находится цель.
Этот способ применяется при подходе ударной группы к району нанесения удара для предварительного ориентирования экипажей о местоположении целей, а также когда авиана-водчик не наблюдает визуально объекты удара, но положение их ему достоверно известно по результатам разведки.
Если карта не закодирована, положение цели указывается экипажам в прямоугольной системе координат проекции Гаусса. Для этого на карте района боевых действий масштаба 1: 100 000 определяются координаты опорной точки (X0,Y0)  расположенной в нижнем левом уг-лу данного района. Положение целей и координаты опорной точки района экипажи наносят заранее на свои полетные карты этого же масштаба.
Авианаводчик, уточнив фактическое положение цели, наносят ее на свою карту и опре-деляет координаты цели на ней, измеряя приращения ∆X и ∆Y в км от опорной точки до цели. За 3-4 мин до выхода ударной группы на цель он сообщает по радио, ведущему ее положение.
Если на картах целей экипажей поднята прямоугольная километровая сетка и оцифровка квадратов (на карте масштаба 1:100 000 стороны квадрата равны 2 км), АН непосредственно снимает координаты Xц,Yц и сообщает их экипажам (Рис. 14в).
Обозначающие средства  применяются для обозначения цели и направления на нее. При подходе ударной группы на дальности визуальной видимости авианаводчик информирует об этом командира мсб(тб), который подаёт команду в подразделение на обозначение цели. Авианаводчик может информировать ведущего группы о положении цели относительно обо-значающих средств.
Стрельба для обозначения цели выполняется с учётом обеспечения боевого применения самолётов (вертолётов) и прекращается командиром мсб(тб) по информации авианаводчика.
Основное преимущество состоит в возможности целеуказания при отсутствии радиосвя-зи авианаводчика с экипажами самолётов (вертолётов) ударной группы.
Целеуказание по искусственным визуальным маркерам  (Рис. 15) осуществляется в условиях ограниченной видимости и ночью. При целеуказании данным способом заранее оп-ределяются и приводятся в готовность средства искусственного маркирования, которые ис-пользуются для указания направления на цель средства, указывающие направление полёта на цель, включаются по команде авианаводчика за 1,5-2 мин. до подхода самолётов (вертолётов). Для выхода самолётов (вертолётов) на линию боевого применения авианаводчик сообщает ве-дущему ударной группы расстояние от последнего искусственного маркера до цели, инфор-мирует его о характерных ориентирах у цели и её демаскирующих признаках. Целеуказание данным способом обеспечивает опознание  на дальностях, определяемых метеовидимостью, с боевым уклонением от намеченной линии заданного пути до 100 м, что позволяет применять авиационные средства поражения самолётов (вертолётов) с первого захода.
Целеуказание относительно опорного ориентира осуществляется сообщением веду-щему группы азимута и дальности до цели от заранее намеченного характерного ориентира. При непосредственном целеуказании ударная группа выводится на опорный ориентир, распо-ложенный в зоне видимости авианаводчика, и относительно него сообщается экипажам ис-тинный азимут и удаление цели. Номер опорного ориентира передаётся экипажам авианавод-чик за 2-3 минуты до его прохода. Экипажи выходят на указанные опорные ориентиры само-стоятельно. После обнаружения самолётов (вертолётов) авианаводчик оценивает их положе-ние относительно цели и даёт дополнительную команду ведущему группы. Точность выхода на цель сходу зависит от величины бокового уклонения самолётов (вертолётов) в момент про-хода опорного ориентира.
Авианаводчик может осуществить наведение самолётов (вертолётов) на цель по данным визуального наблюдения при пролёте ими опорного ориентира. Для этого на планшет нано-сится положение цели и опорного ориентира, для ожидаемого направления выхода самолётов (вертолётов) γс определяется расчётный угол доворота на цель ∆γ0 и дальность до цели Dц. (Рис. 16) угол доворота и дальность до цели снимаются непосредственно с планшета. Угол до-ворота может быть рассчитан по формуле:

∆γ0 = γс-Ац±∆А,

где γс – условный курс полёта на опорный ориентир, отсчитываемый от истинного        меридиана аэродрома взлета;
         Ац – истинный азимут цели;
         ∆А- азимутальная поправка;
После обнаружения самолётов (вертолётов)  и оценки их бокового уклонения от ли-нии заданного пути авианаводчик определяет потребный угол доворота:

             ∆γ = arc tg Dц sin∆γ0 + ЛБУ/ Dц  cos∆γ0   

Для обеспечения наиболее точного выхода на цель ударная группа должна про-ходить заданный опорный ориентир с курсом полета на цель.
Комбинированный способ – при подходе ударной группы к опорному ориентиру ей со-общается квадрат, в которой находиться объект удара. Это дает возможность экипажам зара-нее уточнить на своих картах расположение цели, оценить условия скрытого выхода на нее и начало маневра перед атакой. После прохода опорного ориентира авианаводчик сообщает курс на цель и дальность до нее, а после обнаружения самолётов (вертолётов) – положение цели относительно характерного ориентира или обозначая ее средствами артиллерийского и стрел-кового оружия сухопутных войск.
При подходе ударной группы к зоне поражения своих войск средств ПВО начальник ПВО по информации авианаводчика сообщает об этом в ЗРВ для обеспечения безопасности пролета самолётов (вертолётов) над боевыми порядками. Для повышения безопасности могут применяться сигналы взаимного опознавания, подаваемые как с самолётов (вертолётов), так и из подразделений сухопутных войск.
Получив целеуказание и оценив обстановку, ведущий группы своим решением выполня-ет маневр для скрытого выхода группы на цель. Если у ведущего появились сомнения в досто-верности информации о цели , он обязан применить пароль.
Обнаружив цель, ведущий группы сообщает авианаводчику. Авианаводчик убедившись, что цель опознана правильно – подтверждает разрешение на атаку цели. В процессе атак авиа-наводчик информирует о применении по ним средств ПВО противника и о всех изменениях обстановки. При нарушении радиосвязи должен, предусмотрен переход на целеуказание с ис-пользованием обозначающих средств, и маневр каналами. Наведение ударной группы на на-земные цели начинается после обнаружения группы авианаводчиком и возможно только при наличии устойчивой двусторонней радиосвязи между ними.
Обнаружив экипажи ударной группы, авианаводчик корректирует их полет по направле-нию, высоте и скорости, чтобы вывести группы в расчетную точку начала маневра для атаки. Вывод ударных  групп на цели авианаводчик осуществляет, чтобы исключить превышение ог-раничений самолётов (вертолётов) по скорости и кренам на малых и предельно малых высо-тах.
Для обеспечения наведения при нанесения последовательных ударов авианаводчик мо-жет ориентировать экипаж относительно цели по очагам пожара и пыли, возникающих в рай-оне цели от применения авиационных средств поражения других групп.
Направление атак авианаводчик выбирает с учетом:
- наилучших условий для обнаружения целей экипажами;
- минимального противодействия  зенитных средств противника и возможности скрытого    подхода к рубежу атаки;
- обеспечения безопасности своих войск от применения средств поражения своих само-лётов (вертолётов) и безопасности нашей авиации от поражения снарядами артиллерии и стрелкового оружия;
- наличия характерных ориентиров для целеуказания;
- положение солнца и метеоусловий;
- направления движения цели.
Необходимо помнить, что время с момента обнаружения авианаводчиком самолётов (вертолётов) до нанесения удара ограничено, информация может передаваться открытым тек-стом, а радиограммы должны быть четкими, краткими и определенными.
Если ведущий группы не обнаружил цель, авианаводчик немедленно подает команду на выход из атаки, не допуская выхода самолётов (вертолётов) в зоны максимальной эффектив-ности огня средств ПВО противника, с последующим выводом ударных  групп на цель с дру-гого направления и уточнением положения цели.
Исходя из боевого опыта, авианаводчик может управлять над полем боя не более чем звеном самолётов (вертолётов), действующих по одной цели, сосредоточенным в одном месте. Ошибки при целеуказании могут достигать по азимуту 5-80   , по дальности – 10-20%.
Основной метод исправления ошибок наведения – повторное наведение относительно разрывов боеприпасов, дымов и т.д.
Меры безопасности при управлении над полем боя:
- управление экипажами принимать только при устойчивой двусторонней радиосвязи;
- постоянно следить за воздушной, метеорологической, орнитологической обстановкой в районе боевых действий и своевременно информировать экипажи об ее изменении;
- знать ограничения по применению авиации и средств поражения авиации и сухопутных войск;
- не допускать опасных сближений самолётов (вертолётов) между собой;
- постоянно контролировать остатки топлива.
Целеуказание (наведение) считается успешным при условии, что экипаж обнаружил цель и выполнил атаку.

0

6

4. Особенности целеуказания и наведения на наземные цели самолётов (вертолётов), оборудованных  прицельно-навигационным комплексом
   
Современные самолёты бомбардировочной авиации оборудованы прицельно-навигационными комплексами, которые позволяют автоматизировать полет по маршруту и выход на заранее запрограммированные  и указанные в полете ориентиры и цели. Данные о характере и местоположении цели передаются экипажам до рубежа, положение которого обеспечивает изменение программы полета, самостоятельный выход на заданные цели с по-мощью прицельно-навигационного комплекса или по командам пункта управления (авиана-водчика) и нанесение эффективного удара с ходу.
      Для автоматизированного выхода на заданные цели назначаются 3-4 осевых маршрута, на которых выбираются контрольные (опорные) ориентиры на своей территории 10-20 км до линии фронта и на территории противника, на глубине 20-30 км (Рис. 10). Все опорные ориен-тиры нумеруются двузначными числами.
Экипажам данные целеуказания сообщаются до рубежа целеуказания, который назна-чается до переднего края войск за 30-40 км для бомбардировочной авиации и за 10-15 км для штурмовой авиации.
      На маршруте полета экипажам может указываться местоположение цели:
    - геодезических координат цели (Рис. 17);
    - положение цели относительно запрограммированного (осевого) участка маршрута;
    - азимута и дальности до цели от опорного ориентира
     Для обеспечения выхода на цели фронтовых бомбардировщиков экипажам достаточно сообщить ее геодезические координаты.
    Начальник группы боевого управления (авианаводчик) может сообщить экипажам до-полнительно азимут и дальность до цели от опорного ориентира.
Экипажи самолётов (вертолётов), получив данные о месте цели, наносят ее на карту и устанавливают необходимые режимы работы прицельно-навигационных комплексов и само-стоятельно выходят на цель. Если полет проходит в зоне видимости авианаводчика (или в зоне действия РЛС ПУ), может выполняться непосредственное целеуказание ударной группы.
Прицельно-навигационный комплекс самолётов бомбардировочной авиации позволяет автоматизировать полёт по маршруту и выход на цель. Точность полёта по запрограммиро-ванной линии пути значительно выше. Однако, при действиях по заранее заданным целям к моменту выхода самолётов (вертолётов) цель может изменить своё местоположение. В этих случаях целеуказание экипажам целесообразно осуществлять относительно запрограммиро-ванных участков маршрутов. Пункт управления (авианаводчик) сообщает ведущему ударной группы к моменту её выхода на последний пункт промежуточного маршрута перед целью уда-ление цели от линии заданного пути и расстояние до очередного пункта промежуточного маршрута. Экипажи самостоятельно определяют по полученным данным и заранее выполнен-ным расчётам маневр для выхода на цель, начало его выполнения и параметры (скорость, крен, угол отворота или угол разворота).
Практически для целеуказания ударной группы на маршруте полёта к цели применяют-ся 1-2 способа, которые детально отрабатываются в период подготовки к боевым действиям (после получения боевой задачи) совместно с экипажами самолётов (вертолётов). В ходе бое-вых действий способы и порядок целеуказания устанавливаются старшим штурманом ко-мандного пункта авиации и ПВО, которые доводятся до всех заинтересованных пунктов управления и авиачастей.
Авианаводчик должен знать перечисленные способы целеуказания и грамотно приме-нять их для различных типов самолётов (вертолётов) с учётом сложившейся обстановки.
Маршрут, профиль и режим полёта указывается экипажам с КП ВВС и войск ПВО. В случае, если положение объектов известно к этому времени, экипажам сообщаются необходи-мые данные для выхода на цель или ближайший к ней опорный ориентир. В этом случае Авианаводчик по указанию начальника группы боевого управления осуществляет только не-посредственное целеуказание или наведение ударной группы.
Однако в условиях резко динамичных боевых действий данные о положении цели не всегда своевременно будут доходить до КП ВВС и войск ПВО. Ударные группы будут выхо-дить на свои цели только по целеуказанию группы боевого управления и авианаводчика, кото-рые непрерывно следят за объектами противника в полосе омбр. В этом случае с группы бое-вого управления или непосредственно авианаводчика ведущему ударной группы сообщается положение цели относительно опорного ориентира, или указываются её геодезические (пря-моугольные, кодированные) координаты, или даётся целеуказание относительно линии задан-ного полета участка маршрута. После обнаружения самолётов (вертолётов) авианаводчик осуществляет непосредственное целеуказание или наведение ударной группы.

0

7

Особенности работы офицера.

Напряженный   упорный характер боевых действий предъявляет к целеуказанию ряд требований: твердость и настойчивость, то есть способность офицера принять смелое и гра-мотное решение удержать в своих руках руководство экипажами (группами) в районе объекта удара и добиться выполнение задачи в любой обстановке.
Целеуказание должно быть не только твердым но и гибким, офицер целеуказания дол-жен умело применять способы целеуказания, быстро оценивать обстановку и выбирать наибо-лее эффективные способы.
Офицеры целеуказания назначаются из числа офицеров мотострелковых (танковых) частей и подразделений могут назначаться в том случае, когда в войсках нет достаточного ко-личества подготовленных   авианаводчиков – авиаторов, а так же в случаях крайней необхо-димости, резких изменениях обстановки.
Команды на выполнение самолетами (вертолетами) маневров офицеры целеуказания не подают, а лишь информируют экипажи с помощью радио или обозначающих средств о поло-жении объектов ударов относительно места расположения офицера целеуказания, характер-ных ориентиров. Офицеры целеуказания должны всегда знать обстановку, тенденцию ее изме-нения, иметь надежную связь с начальником группы боевого управления, знать боевые задачи ударных групп авиации, информировать представителей ПВО о действиях авиации, а также контролировать применение сигналов взаимного опознавания передовыми подразделениями своих войск.
Под целеуказанием следует понимать краткую, четкую и понятную информацию веду-щего ударной группы (экипажа)  в воздухе о местоположении и характере цели. Целеуказание бывает заблаговременное и непосредственное.
Заблаговременное целеуказание осуществляется при постановке боевой задачи подраз-делению (экипажу) по картам. Для ведущих подразделений штурмовой авиации и офицеров целеуказания оно может проводится на местности при проведении рекогносцировки перед на-чалом боевых действий.
Снимаются координаты (X,Y) цели на рабочей карте.
Непосредственное целеуказание экипажам (группам) выполняется офицером целеука-зания при подходе самолетов (вертолетов) к целям и их поиске.
В ходе непосредственного целеуказания экипажу самолета (вертолета) должны быть данные о расположении цели относительно самолета (вертолета), характерного ориентира или координаты цели (X,Y), тип, вид цели, ее состояние, параметры движения, отличительные признаки на местности.
В качестве средств обозначения, показывающих экипажам местоположение цели или направление полета на нее могут использоваться пиротехнические, светотехнические, лазер-ные, очередь трассирующих пуль и другие средства.
Целеуказание может осуществляться несколькими способами:
1. Азимутальный.
Офицер целеуказания голосом по радиостанции выдает относительно себя (предвари-тельно обозначив свое местоположение оранжевым дымом, пирофакелом, проблесковым маяком на БТР) азимут и дальность до цели, ее характеристику.
Пример: “438й , я “Рубин”,  азимут 30о, удаление 3км, 2 двадцать пятых”.
2. Целеуказание относительно опорного ориентира.
Офицер целеуказания выдает по радиостанции азимут и дальность до цели от заранее выбранного характерного опорного ориентира.
      Пример: “438й , я “Рубин”, опорный ориентир №11,  от него азимут 30о ,удаление 3км,
      2 двадцать пятых ”.
3. Целеуказание по квадратам сетки карты.
Офицер целеуказания сообщает экипажам самолетов (вертолетов) посредством средств радиосвязи номер закодированного квадрата карты или координаты цели (X;Y), снимаемые с карты.

В дальнейшем офицер целеуказания, наблюдая разрывы авиационных средств пораже-ния применяемых по наземной цели, дает целеуказания экипажу относительно наземной цели.
Пример: “438й , я “Рубин”,  по курсу захода левее (правее) 200м, дальше (ближе) 200м”. Таким образом, достигается поражение наземной цели.
Следующий вид целеуказания по сторонам света (север, юг, запад, восток).
Пример: “438й , я “Рубин”,  севернее 300м или северо-западнее 200м”. Таким образом, достигает поражение наземной цели.
Офицер целеуказания обязан установить визуальный, радио контакт с экипажем само-лета (вертолета) после чего осуществлять целеуказание.

0

8

ПАН – FAC обязан знать:

1. Все типы самолётов фронтовой авиации, их тактико-технические данные и особенности боевого применения
2. Авиационные боеприпасы и авиационное вооружение
3. Особенности наведения ракет с различными системами наведения
4. Действие боеприпасов у цели, поражающие факторы, разлёт осколков
5. Знать погодные условия в районе боевых действий и по маршруту передвижения мобильного подразделения
6. Знать орнитологическую обстановку в районе
7. Методы и тактику действий боевых групп противника
8. Вооружение и боевые средства ПВО противника
9. Уметь пользоваться средствами электронно-оптической разведки и целеуказания
10. Уметь пользоваться радиосвязью
11. Знать военную топографию, уметь определять координаты целей
12. Знать в совершенстве английский язык, терминологию, методику радиопереговоров
13. Уметь определить безопасные для собственных войск зоны применения авиабоеприпасов
14. Уметь маскироваться на местности и не показывать противнику своё местоположение

0

9

Заявочку, пожалуйста, на факультет повышения квалификации, и учись всему новому, как это делают внештатные ПАН. Или приезжай к нам в академию просто так, поговорим...

0

10

Игорь написал(а):

Заявочку, пожалуйста, на факультет повышения квалификации, и учись всему новому, как это делают внештатные ПАН. Или приезжай к нам в академию просто так, поговорим...

есть возможность второго высшего образования военного?
или курс лекций прослушать?

0

11

+1 к вопросу AIRBORNe

0

12

3 недели лекций + 2 недели в поле, точнее в лесу.

0

13

Игорь написал(а):

2 недели в поле, точнее в лесу.

2 недели подряд? Будут сложности с работой.

0

14

Прохождение курса возможно с любой ВУС?(461203 в частности?)
Возможно ли организовать сборы через военный комиссариат для офицеров запаса и для других категорий военнослужащих запаса?
Обучение проходит на базе военной академии?
Какой общий алгоритм наших действий если у нас организуется группа на подготовку, какие документы будут необходимы?

0

15

+1 в вопросу Грома

0

16

есть ли возможность прохождения курса для не служивших?

0

17

Давайте так. Заявки на 12-й год прошли (май – июнь). Количество человек уже заявлено, но списки будут формироваться до начала апреля. Хотите попасть – «Просите, и дано будет вам...». Контингент – комвз и ему равные (реже – комрот и ему равные), короче, любой до кэпа включительно, подающий или имеющий право подать команду «Огонь…» по предназначению. Оба командования в курсе, они же и заявляют (расчет 50:50%). На счет запасников, пока – ответ отрицательный, только кадр (а это интересный вопрос, в ближайшее время подыму его). Можно запрыгнуть еще в эту тему через курсы беспилотья (4 недели), но это только для спецов, параллельно с ВПАНами (в лесу вместе).
Напоследок, предлагаю сообществу слегка простимулировать интерес к данной специальности и полистать картинки о ее современном состоянии. В Google набрать на выбор: JTAC, Forward Air Controller, TACP или ROMAD, далее попросить Картинки и запастись пивком и временем! Вызывая картинку на отображение, можно ознакомиться с сопутствующим ей текстом, запуская Онлайн переводчика - двоечника. Хотя, на мой взгляд: «Не знать язык друга – обидно, а не знать язык противника – недопустимо для профессионала!»

0

18

Можно запрыгнуть еще в эту тему через курсы беспилотья (4 недели), но это только для спецов, параллельно с ВПАНами (в лесу вместе).

А каковы условия участия в курсах "беспилотья"?

0

19

Грому: а есть ли рисунки к наставлению и если "да", то как их получить. Заранее благодарен

0

20

К сожалению рисунков нет.

0

21

Есть ли что нибудь еще по подготовка ПАНов ?

0

22

Нет.

0


Вы здесь » Группа "Честь" » Тактико-специальная подготовка "лес". » Методика целеуказания и наведения авиации на наземные цели.