3. Целеуказание и наведение в ходе выполнения боевой задачи
Авианаводчик занимает свой пост заранее, до начала боевых действий, с тем, чтобы изу-чить позиции противника, вскрыть замаскированные объекты, наметить характерные ориенти-ры в районе цели и на маршруте полетов авиации. Свое местоположение авианаводчик выби-рает с учетом обеспечения возможности наблюдения за противником, действиями своих войск и авиации, а также условий надежной маскировки.
Координаты местоположения авианаводчика можно определить привязкой по характер-ным ориентирам по карте крупного масштаба или с помощью топопривязчика.
В первом случае с помощью магнитного компаса (гирокомпаса) снимаются два-три ази-мута на видимые и имеющиеся на карте ориентиры (Рис. 11), от которых прокладываются на карте пеленги, отсчитываемые от вертикальных линий сетей Гаусса, и вычисляются по фор-муле:
α= А± 1800 +∆М - ∆,
где А - азимут ориентира;
∆М - магнитное склонение;
∆ - дирекционный угол.
Ориентиры для изменения азимутов выбираются такими, чтобы углы между линиями пе-ленгов в точке их пересечения были более 300. Погрешность в определении места этим спосо-бом при дальности ориентиров 3-5 км составляет более 300 м, если измерения выполнялись с помощью магнитного компаса, и менее 100 м, если азимуты определялись с помощью гиро-компаса.
Точность определения координат места с помощью топопривязчика характеризуется ве-личиной 0,6% от пройденного расстояния. Это позволяет производить коррекцию координат через 10-15 км или через 1,5-2 ч работы. Получив задачу на целеуказание (наведение) и опре-делив порядок ее выполнения, авианаводчик осуществляет непосредственное наблюдение с помощью технических средств (бинокль или стереотруба) или визуально за объектами удара. Обнаружение объектов удара по его демаскирующим признакам: антеннам на командном пункте, шлейфам пыли, снега и т.д.
Дальность до цели определяется глазомерно, с помощью оптических приборов или при-вязкой ее по карте к характерному ориентиру. Направление на цель определяется с помощью компаса (часов) или специального планшета с азимутальным кругом и закрепленным на нем компасом.
В целом точность определения координат целей, обеспечивающая выход самолетов (вер-толетов) на цели и атаку их с ходу, должна составлять 50-100 м. Современные угломерные и дальномерные приборы типа КТД-1 и ДАК-1 позволяют определять азимут цели с ошибкой 10 и дальность с погрешностью 3-5 м. При последующем нанесении целей на планшет масштаба 1: 25 000 ошибки в определении координат могут возрасти до 70-80 м.
В ходе боевых действий авианаводчик обязан постоянно следить за положением, функ-ционированием и состоянием объектов противника в полосе мсб (тб). Эти объекты он наносит на карту, а объекты, расположенные в зоне его визуальной видимости, - и на планшет, оцени-вает положение целей и в зависимости от располагаемых средств наблюдения целей и само-летов, возможностей экипажей по выходу на цель, определяет способ ЦУ или наведения.
Если цель и опорный ориентир на маршруте полета самолётов (вертолётов) находятся в зоне визуальной видимости, авианаводчик осуществляет непосредственное целеуказание и на-ведение. Непосредственным целеуказанием и наведением можно обеспечить выход ударных групп на объекты противника в полосе мсб(тб) на глубину выполнения мсб(тб) ближайшей задачи (3-5 км от переднего края).
Группа боевого управления, установив связь с экипажами, выводит их по намеченному маршруту в район цели. На рубеже передачи управления начальник группы боевого управле-ния информирует авианаводчика о составе группы, позывном ведущего и высоте полета само-лётов (вертолётов). Авианаводчик в зависимости от дальности обнаружения группы, которая будет зависеть от высоты полета, метеоусловий и места расположения авианаводчика, направ-ления полета относительно солнца, дымов, состава группы и в среднем составляет 6-10 км, ус-танавливает визуальный контакт, двустороннюю радиосвязь с самолётами (вертолётами) и осуществляет целеуказание и наведение их на наземные цели.
При курсовом способе (Рис. 12) целеуказания группа самолётов (вертолётов) выходят на авианаводчика визуально по заранее рассчитанному маршруту или с помощью авиационно-го радиокомпаса. После установления радиосвязи с экипажами авианаводчик передает курс на цель и дальность до нее, считая от своего местоположения, сообщает характер и демаскирую-щие признаки цели.
Например, « 322-й, я - Сокол, курс 40 на дальности 3, двойка 25», что означает курс на цель от места авианаводчика 400, на дальности 3 км находятся 2 танка противника.
При уклонении от линии заданного пути (боевого курса) авианаводчик информирует об этом командира экипажа или исправляет ошибку командами. Одновременно экипаж инфор-мируется о дальности до цели.
Целеуказание данным способом обеспечивает при выходе экипажей на авианаводчика с ошибкой 300 м визуальное опознавание цели с дальности 3-4 км, а обнаружение экипажем це-ли на удалении 200 м в стороне от линии заданного пути позволяет применять по ней авиаци-онные средства поражения с первой атаки.
При целеуказании данным способом ограничивается возможность использованием эки-пажами маскирующих свойств местности, что снижает внезапность атаки и вероятность пре-одоления противодействия средств ПВО противника. Данный способ применяется, когда ПВО противника подавлена или возможна атака цели без захода в зону огня средств ПВО и стрел-кового оружия противника.
ЦУ по характерным ориентирам (Рис.13) предусматривает сообщение командиру эки-пажа (ведущему группы) данных о положении цели относительно характерных ориентиров, расположенных на маршруте полета или вблизи цели. Ударные группы по команде авианавод-чика или визуально по заранее рассчитанному маршруту выходят на намеченный характерный ориентир. При подходе к ориентиру командиру экипажа (ведущему группы) авианаводчик выдает информацию о положении цели относительно этого ориентира и ее демаскирующих признаках.
Расстояние от ориентира до целей определяется авианаводчиком по планшету (карте) или глазомерно. Экипажам сообщается положение цели относительно ориентира и направление захода ударной группы.
Ошибка в выходе на характерный ориентир исправляется авианаводчиком указанием курса выхода на цель или информацией экипажа о месте характерный ориентира относительно самолёта (вертолёта).
При значительных ошибках экипажей в выходе на характерный ориентир может потре-боваться дополнительное маневрирование для атаки цели, что увеличивает время пребывания самолётов (вертолётов) в районе цели.
Положительная сторона применения – возможность использования экипажами складок местности, положения солнца в целях повышения внезапности атаки и преодоления ПВО про-тивника.
Целеуказание по квадратам кодированной сетки карты (Рис. 14а) заключается в со-общении ведущему группы квадрата карты, в которой находится цель.
Этот способ применяется при подходе ударной группы к району нанесения удара для предварительного ориентирования экипажей о местоположении целей, а также когда авиана-водчик не наблюдает визуально объекты удара, но положение их ему достоверно известно по результатам разведки.
Если карта не закодирована, положение цели указывается экипажам в прямоугольной системе координат проекции Гаусса. Для этого на карте района боевых действий масштаба 1: 100 000 определяются координаты опорной точки (X0,Y0) расположенной в нижнем левом уг-лу данного района. Положение целей и координаты опорной точки района экипажи наносят заранее на свои полетные карты этого же масштаба.
Авианаводчик, уточнив фактическое положение цели, наносят ее на свою карту и опре-деляет координаты цели на ней, измеряя приращения ∆X и ∆Y в км от опорной точки до цели. За 3-4 мин до выхода ударной группы на цель он сообщает по радио, ведущему ее положение.
Если на картах целей экипажей поднята прямоугольная километровая сетка и оцифровка квадратов (на карте масштаба 1:100 000 стороны квадрата равны 2 км), АН непосредственно снимает координаты Xц,Yц и сообщает их экипажам (Рис. 14в).
Обозначающие средства применяются для обозначения цели и направления на нее. При подходе ударной группы на дальности визуальной видимости авианаводчик информирует об этом командира мсб(тб), который подаёт команду в подразделение на обозначение цели. Авианаводчик может информировать ведущего группы о положении цели относительно обо-значающих средств.
Стрельба для обозначения цели выполняется с учётом обеспечения боевого применения самолётов (вертолётов) и прекращается командиром мсб(тб) по информации авианаводчика.
Основное преимущество состоит в возможности целеуказания при отсутствии радиосвя-зи авианаводчика с экипажами самолётов (вертолётов) ударной группы.
Целеуказание по искусственным визуальным маркерам (Рис. 15) осуществляется в условиях ограниченной видимости и ночью. При целеуказании данным способом заранее оп-ределяются и приводятся в готовность средства искусственного маркирования, которые ис-пользуются для указания направления на цель средства, указывающие направление полёта на цель, включаются по команде авианаводчика за 1,5-2 мин. до подхода самолётов (вертолётов). Для выхода самолётов (вертолётов) на линию боевого применения авианаводчик сообщает ве-дущему ударной группы расстояние от последнего искусственного маркера до цели, инфор-мирует его о характерных ориентирах у цели и её демаскирующих признаках. Целеуказание данным способом обеспечивает опознание на дальностях, определяемых метеовидимостью, с боевым уклонением от намеченной линии заданного пути до 100 м, что позволяет применять авиационные средства поражения самолётов (вертолётов) с первого захода.
Целеуказание относительно опорного ориентира осуществляется сообщением веду-щему группы азимута и дальности до цели от заранее намеченного характерного ориентира. При непосредственном целеуказании ударная группа выводится на опорный ориентир, распо-ложенный в зоне видимости авианаводчика, и относительно него сообщается экипажам ис-тинный азимут и удаление цели. Номер опорного ориентира передаётся экипажам авианавод-чик за 2-3 минуты до его прохода. Экипажи выходят на указанные опорные ориентиры само-стоятельно. После обнаружения самолётов (вертолётов) авианаводчик оценивает их положе-ние относительно цели и даёт дополнительную команду ведущему группы. Точность выхода на цель сходу зависит от величины бокового уклонения самолётов (вертолётов) в момент про-хода опорного ориентира.
Авианаводчик может осуществить наведение самолётов (вертолётов) на цель по данным визуального наблюдения при пролёте ими опорного ориентира. Для этого на планшет нано-сится положение цели и опорного ориентира, для ожидаемого направления выхода самолётов (вертолётов) γс определяется расчётный угол доворота на цель ∆γ0 и дальность до цели Dц. (Рис. 16) угол доворота и дальность до цели снимаются непосредственно с планшета. Угол до-ворота может быть рассчитан по формуле:
∆γ0 = γс-Ац±∆А,
где γс – условный курс полёта на опорный ориентир, отсчитываемый от истинного меридиана аэродрома взлета;
Ац – истинный азимут цели;
∆А- азимутальная поправка;
После обнаружения самолётов (вертолётов) и оценки их бокового уклонения от ли-нии заданного пути авианаводчик определяет потребный угол доворота:
∆γ = arc tg Dц sin∆γ0 + ЛБУ/ Dц cos∆γ0
Для обеспечения наиболее точного выхода на цель ударная группа должна про-ходить заданный опорный ориентир с курсом полета на цель.
Комбинированный способ – при подходе ударной группы к опорному ориентиру ей со-общается квадрат, в которой находиться объект удара. Это дает возможность экипажам зара-нее уточнить на своих картах расположение цели, оценить условия скрытого выхода на нее и начало маневра перед атакой. После прохода опорного ориентира авианаводчик сообщает курс на цель и дальность до нее, а после обнаружения самолётов (вертолётов) – положение цели относительно характерного ориентира или обозначая ее средствами артиллерийского и стрел-кового оружия сухопутных войск.
При подходе ударной группы к зоне поражения своих войск средств ПВО начальник ПВО по информации авианаводчика сообщает об этом в ЗРВ для обеспечения безопасности пролета самолётов (вертолётов) над боевыми порядками. Для повышения безопасности могут применяться сигналы взаимного опознавания, подаваемые как с самолётов (вертолётов), так и из подразделений сухопутных войск.
Получив целеуказание и оценив обстановку, ведущий группы своим решением выполня-ет маневр для скрытого выхода группы на цель. Если у ведущего появились сомнения в досто-верности информации о цели , он обязан применить пароль.
Обнаружив цель, ведущий группы сообщает авианаводчику. Авианаводчик убедившись, что цель опознана правильно – подтверждает разрешение на атаку цели. В процессе атак авиа-наводчик информирует о применении по ним средств ПВО противника и о всех изменениях обстановки. При нарушении радиосвязи должен, предусмотрен переход на целеуказание с ис-пользованием обозначающих средств, и маневр каналами. Наведение ударной группы на на-земные цели начинается после обнаружения группы авианаводчиком и возможно только при наличии устойчивой двусторонней радиосвязи между ними.
Обнаружив экипажи ударной группы, авианаводчик корректирует их полет по направле-нию, высоте и скорости, чтобы вывести группы в расчетную точку начала маневра для атаки. Вывод ударных групп на цели авианаводчик осуществляет, чтобы исключить превышение ог-раничений самолётов (вертолётов) по скорости и кренам на малых и предельно малых высо-тах.
Для обеспечения наведения при нанесения последовательных ударов авианаводчик мо-жет ориентировать экипаж относительно цели по очагам пожара и пыли, возникающих в рай-оне цели от применения авиационных средств поражения других групп.
Направление атак авианаводчик выбирает с учетом:
- наилучших условий для обнаружения целей экипажами;
- минимального противодействия зенитных средств противника и возможности скрытого подхода к рубежу атаки;
- обеспечения безопасности своих войск от применения средств поражения своих само-лётов (вертолётов) и безопасности нашей авиации от поражения снарядами артиллерии и стрелкового оружия;
- наличия характерных ориентиров для целеуказания;
- положение солнца и метеоусловий;
- направления движения цели.
Необходимо помнить, что время с момента обнаружения авианаводчиком самолётов (вертолётов) до нанесения удара ограничено, информация может передаваться открытым тек-стом, а радиограммы должны быть четкими, краткими и определенными.
Если ведущий группы не обнаружил цель, авианаводчик немедленно подает команду на выход из атаки, не допуская выхода самолётов (вертолётов) в зоны максимальной эффектив-ности огня средств ПВО противника, с последующим выводом ударных групп на цель с дру-гого направления и уточнением положения цели.
Исходя из боевого опыта, авианаводчик может управлять над полем боя не более чем звеном самолётов (вертолётов), действующих по одной цели, сосредоточенным в одном месте. Ошибки при целеуказании могут достигать по азимуту 5-80 , по дальности – 10-20%.
Основной метод исправления ошибок наведения – повторное наведение относительно разрывов боеприпасов, дымов и т.д.
Меры безопасности при управлении над полем боя:
- управление экипажами принимать только при устойчивой двусторонней радиосвязи;
- постоянно следить за воздушной, метеорологической, орнитологической обстановкой в районе боевых действий и своевременно информировать экипажи об ее изменении;
- знать ограничения по применению авиации и средств поражения авиации и сухопутных войск;
- не допускать опасных сближений самолётов (вертолётов) между собой;
- постоянно контролировать остатки топлива.
Целеуказание (наведение) считается успешным при условии, что экипаж обнаружил цель и выполнил атаку.