Американская компания Terrafugia, создатель летающего автомобиля, примет участие в аналогичном военном проекте - разработке внедорожника Transformer TX, способного к полетам. Программа по созданию "летающего Humvee", как его окрестили западные СМИ, стартовала весной 2010 года и находится под контролем Управления перспективных исследовательских проектов Пентагона. В рамках проекта Terrafugia будет заниматься консультированием основного участника программы - компании AAI.
Terrafugia известна как создатель летающего автомобиля Transition, в июне 2010 года получившего разрешение на осуществление полетов. Двухместный переднеприводный автомобиль-самолет способен осуществлять полеты на расстояние до 724 километров со скоростью до 195 километров в час. По земле Transition сможет проехать на полном баке до 105 километров.
Terrafugia Transition. Фото с сайта terrafugia.com
Движение летающей машины на земле обеспечивает обычный бензиновый двигатель, а в воздухе - пропеллерная силовая установка Rotax 912S мощностью сто лошадиных сил. Продажи Transition, как ожидается, стартуют в 2011 году, но предоплату в размере десяти тысяч долларов можно внести уже сейчас. Полная стоимость необычной машины составит 194 тысячи долларов.
Естественно, что Terrafugia как обладатель ноу-хау привлекла внимание компании AAI, с сентября 2010 года участвующей в программе Управления перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона по созданию летающего внедорожника. Контракт с Terrafugia AAI заключила 2 декабря 2010 года. По условиям соглашения, инженеры компании будут оказывать AAI консультационную поддержку по интеграции во внедорожник выдвигающихся крыльев, системы автомобильной безопасности и некоторых других технических решений, связанных с реализацией полета.
С земли на небо
Работы у инженеров, очевидно, будет много. Согласно требованиям DARPA, "летающий Humvee" должен уметь взлетать и садиться вертикально, уметь перемещаться по пересеченной местности, перевозить четверых бойцов в полном обмундировании и обладать боевым радиусом, сопоставимым с таким показателем у вертолетов. В цифрах основные требования выглядят следующим образом: при длине 9,1 метра, ширине 2,6 метра и высоте 2,7 метра внедорожник должен уметь перемещаться в комбинированном режиме на дальность до 463 километров. Максимальная высота полета Transformer TX должна быть не менее трех тысяч метров.
При этом особое внимание бронированию летающего внедорожника уделяться не будет - корпус машины должен обеспечивать защиту экипажа лишь от выстрелов из малокалиберного оружия. Предполагается, что от других угроз машина будет спасаться в воздухе. Например, при обнаружении заминированного участка дороги Transformer TX просто перелетит через него. Таким же образом машина будет поступать при обнаружении сил противника. Вооружение внедорожника также будет минимальным - предположительно, только пулеметы.
Спектр применения Transformer TX будет очень широким: изоляция поля боя, нанесение ударов с воздуха, борьба с повстанцами, рекогносцировка, разведка, наблюдение, эвакуация раненых и транспортировка грузов (грузоподъемность машины должна быть не менее 450 килограммов). Не исключается и опционально пилотируемый вариант машины. Интерес к перспективной разработке уже проявили Морская пехота и Армия США, а также войска специального назначения.
AAI Transformer TX. Фото с сайта компании
Предполагалось, что программа будет реализовываться в три этапа. В первом будут участвовать две компании, выбранные DARPA, которые займутся проектированием летающего внедорожника. С ними будет заключен контракт стоимостью девять миллионов долларов. На втором этапе участники должны будут представить прототипы машин для испытаний. Объем финансирования составит десять миллионов долларов. В третьем этапе уже будет участвовать одна компания, которая получит на доработку своего прототипа 35 миллионов долларов. В итоге должна получиться машина стоимостью не более 200 тысяч долларов за единицу.
Заявки на участие в программе подали такие компании, как AAI совместно с Lockheed Martin, Pratt & Whitney, AVX и SBIR. Несмотря на то, что к участию в первом этапе программы должны были быть допущены две фирмы, контракт на проектирование пока получила только лишь AAI, которая должна будет поднять свое детище в воздух не позднее 2015 года.
С неба на землю
AAI пока не представила конкретных расчетов по своему проекту, однако сведения о некоторых технических решениях, которые, возможно, будут применены во внедорожнике, уже обнародовала. Так, "летающий Humvee" получит складные крылья, а также несущий воздушный винт со складываемыми лопастями. Этот винт будет обеспечивать взлет и посадку внедорожника, в то время как за полет будет отвечать толкающий винт. В машине планируется реализовать технологию замедляющихся лопастей, созданную компанией Carter Aviation Technologies.
Суть этой технологии заключается в том, что несущий винт работает на полных оборотах только во время взлета и посадки. В полете его вращение замедляется, а движение обеспечивается толкающим винтом. При этом подъемную силу обеспечивают крылья. Взлет и посадка будут осуществляться в полностью автоматическом режиме, и экипаж в этом процессе участвовать не будет. Работать двигатель, приводящий воздушные винты в движение, будет на авиационном топливе.
Каким образом будет обеспечиваться передвижение машины по земле, в AAI пока еще не решили. Предположительно, новый внедорожник по земле будет ездить при помощи четырех электромоторов, установленных у каждого колеса. Вопрос о бронировании и вооружении перспективной машины также остается открытым.
Следует отметить, что AVX предлагала DARPA более проработанный проект. Ее внедорожник, получивший название AVX TX, предполагалось оснастить несущим винтом и двумя толкающими вентиляторами в кольцевых обтекателях. В горизонтальном полете вентиляторы способны обеспечивать ускорение. Кроме того, вентиляторы могут быть направлены вниз для обеспечения дополнительной подъемной силы при взлете или посадке.
AVX TX. Изображение пресс-службы AVX
Согласно расчетам AVX, ее внедорожник способен перевозить грузы массой до 471 килограмма на расстояние до 463 километров. Скорость передвижения по суше составляет около 130 километров в час. При этом в режиме вертолета машина способна совершать полеты на скорости до 225 километров в час. Переключение из режима автомобиля в режим вертолета производится за 60 секунд.
Что предложили DARPA другие компании, пока неизвестно.
Между тем, реализация амбициозного проекта может оказаться сложнее, чем полагают в DARPA. Дело в том, что в относительно небольшой корпус, который в два раза длиннее Humvee при схожих ширине и высоте, придется уместить не только автомобильный, но и авиационный двигатель, а также массу дополнительного оборудования, отвечающего за обеспечение полета.
Вопросы вызывает и возможность машины осуществлять вертикальный взлет. Ведь даже если на раскладывание лопастей и крыльев будет уходит 60 секунд, еще несколько минут может потребоваться на раскрутку винтов, отрыв от земли и набор высоты. Учитывая слабое бронирование Transformer TX, машина становится идеальной мишенью для засады. Один из солдат в Афганистане, опрошенных журналом Wired, сказал по этому поводу: "Летающие машины - это очень круто, но я бы не хотел оказаться в таком летающем гробу".
Впрочем, DARPA и не ставит конечной целью принятие "летающего Humvee" на вооружение. Управление для начала намерено доказать саму возможность создания такого транспорта.
http://news.tut.by/kaleidoscope/207259.html