Крепче нет для нас завета,
Помни каждый день и час:
На войне разведка -
Это Командира слух и глаз!
Быстро действовать и смело, -
Без разведки - ни на шаг, -
И всегда быть в курсе дела:
Что затеял подлый враг.
1943 г.
ВСЕ ВНИМАНИЕ - НА ВОСПИТАНИЕ
Разведчик - солдат особый, самой высокой военной пробы, труд его на войне всех трудов сложнее вдвойне. Разведчик - солдат, для которого нет преград. Он всегда и повсюду выход находит и до конца задачу доводит. Разведчик должен быть смел и умел, хитер и остер, пытлив и сметлив, неболтлив и правдив, стоек и боек, на выдумку нов и всегда к бою готов. Разведчик дружен с любым оружием, от штыка боевого до пулемета ручного. В совершенстве освоив их, он одолеет врагов любых. А кто оружие противника знает и с толком его применяет, тот на войне настоящий клад: первостатейный разведчик-солдат. Но чтоб мастером стать на деле, не часы нужны, а недели. Не жалей на учебу труда,чтобы стала воля тверда, ум сметливостью острой отточен, каждый шаг подготовлен и точен. Важнее всего - регулярная тренировка. от нее зависит мастерство и сноровка, хорошая память и тонкий слух, наметанный глаз и воинский дух. Куда бы ни шел - укрепляй свой навык: считай, сколько встретил мостов и канавок, спусков, подъемов, изгибов дорог; изучай отпечатки колес и ног; будь всегда и везде в состоянии определить на-глаз расстояние; в летние дни и зимой на снегу умей подбираться скрытно к врагу, налетать на него бесшумно и ловко. Вот для чего нужна тренировка. Не пустозвонство, не болтовня, а совершенствование день изо дня! Сделал хорошо - улучши дело, ибо для лучшего нет предела! Трудно? - Ты трудность перебори! Помни сам и другим говори: чем больше часов отдашь тренировке, тем легче будет в боевой обстановке. Помни, что долг твой - разведчика-бойца - каждую задачу доводить до конца! Все отдать любимой Отчизне, не щадя на это ни сил, ни жизни! И сталинский выполняя приказ, нашей победы приблизить час!
ЧТОБ ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОВКО, НУЖНА ПОДГОТОВКА
Кто действует по способу «тяп да ляп», тот в любом деле слаб. Он и в мирное время тащится вроде клячи, а на войне тем паче. Победа - искусство, предвиденье, ум, плод упорных глубоких дум! Это всем воинам служит заветом. А разведчик тем более помни об этом. Ибо, если армия движется в бой, ты у нее - дозорный передовой! «Врага разведай - бой закончишь победой!», «Узнан противник - значит разбит!» - так наука военная говорит. Чтобы в разведке действовать ловко, нужна отличная подготовка. Первым делом на носу заруби: готовя разведку, о ней не труби, чтобы враг о ней не узнал случайно. Залог успеха - строжайшая тайна. Коль о разведке узнает враг - это уже не работа, а брак. К разведке готовясь, поработай на совесть. Выходи на передний край и скрытно за противником наблюдай. Разведай всесторонне каждую мелочь в его обороне: где какой стоит часовой? Есть секрет или нет? Где незаметно и осторожно в тыл к врагу просочиться можно? Распутав весь этот клубок, задачу свою заучи на зубок: где и когда, по какому пути скрытно к врагу подойти и «языка» захватить при этом? По каким ориентироваться местным предметам? Каким путем вернуться назад? Как избежать на пути засад? Какие установить меж собой сигналы? Как обходить минные поля и завалы? Хочешь избежать неудач и потерь, значит, - «семь раз примерь». Чтобы разведка прошла удачно и чисто, надо врасплох захватить фашиста. Поэтому все подготовить в аккурат: проверь оружие; не забудь маскхалат; обувь и снаряжение подгони умело, чтоб на походе ничто не гремело. В разведке стук не окажет услуг! Беспечность на фронте - плохой товарищ. С нею в разведке каши не сваришь! Итак, завет для разведчиков всех: - Чтобы в деле иметь успех, а не действовать наудачу, - знай хорошо боевую задачу! - Найди участок, чтоб он был схож с тем местом, где ты в разведку пойдешь, - потренируйся, как действовать приведется. Сам увидишь - жалеть не прийдется! И еще раз на память завяжи узелок: в хорошей подготовке - удачи залог!
МОЙ СОВЕТ НАСЧЕТ ВОЕННЫХ ПРИМЕТ
Хороший разведчик тот, кого сметка ведет вперед. А ежели к метке еще и догадка - для такого разведчика ничто не загадка. Все он видит перед собой. Слышит, чего не услышит другой. И нюх он такой дотошный имеет, что врага насквозь распознать сумеет. Чем больше о противнике знать, тем легче его доканать. К врагу не всегда подберешься близко. И если такой возможности нет, используй знанье военных примет. Примета военная - штука отменная. Не зная примет, не минуешь бед. Изучи приметы, не теряя ни мига. Приметы для разведчика - та же книга: ее открой, и в обстановке любой все она выложит перед тобой. А в тылу у врага, тем паче, поможет тебе в выполнении задачи. Вопрос уточнить считая не лишним, я, как разведчик сос стажем давнишним, несколько главных примет приведу, которые надо иметь в виду. - Населенный пункт увидел при продвижении. Ежели там не заметно движения и царит необычная тишь - смотри: на засаду врага налетишь! - Издали видишь деревню, а в ней - трубы дымятся и много огней, лай собак, кудахтанье, гам, - будь осторожен: не враг ли там? - Пыль на дороге и звук монотонный - это движение вражьей колонны. Услышав шум, не решай наобум. Помня примет военных науку, определи род войска по звуку. - На дорогах и вне дорог изучай следы повозок и ног. Если сильно разбита дорога, значит, по ней движения много; отсюда и данные извлеки: насколько силы врага велики. Проверь: не шли ли здесь орудия, танки, автомашины, обозные санки? Колея, как и всякий след, даст тебе на это ответ. - Зимой приметою служат лыжни. Исследуя их, все данные выжми. Можешь узнать по отпечатку следа, сколько людей прошло и куда. - Провода - это тоже приметы. По ним ты на многое сыщешь ответы. Куда идут провода и столбы - там вражьи НП, КП и штабы. - Умей узнавать, что за часть проходила, ее состав, боевая сила. Если заметил, что был здесь привал, выясни точно, кто отдыхал. И помни: иной обрывок бумажный может явиться приметою важной. Существуют сотни примет. Всех их назвать возможности нет. Скажу лишь одно, кончая на этом: изучай военные приметы! Будь наблюдателен! Все примечай! Каждую мелочь на ус мотай!
ГЛАВНОЕ ДЕЛО - НАСТУПАТЬ УМЕЛО
В наступленьи задача твоя боевая - действуй стремительно, не зевая, все узнавай и хватай на лету! Миг, секунда - и та на счету. Каждый маневр фашистского гада во-время вскрыть разведчику надо: где силы врага? как велики? откуда удобней их взять в тиски? какова глубина неприятельской обороны? куда отступают его колонны? какие группы на флангах висят? нет ли где коварных засад? Словом, точно, быстро и ловко должна быть определена обстановка и доложена командиру в кратчайший срок! Только тогда от разведки прок. Мелочь пропустишь - успех упустишь! Что еще бесспорно и верно? Продвижение редко идет равномерно. Один батальон прорвался вперед, другой задержался и бой ведет. Перед ним преграда: преодолеть ее надо, покончить с укрепленным вражьим узлом. А в линии фронта получился излом: или уступ, или фланг обнаженный, а то - промежуток, порой протяженный. Ясно, туда и нацелится враг для всяких обходов и контратак. Тут, разведчик, гляди в оба! Будь начеку особо! Хочешь планам врага помешать, быстро умей задачу решать. Чтобы, наступая, крепить победу, иди неотступно по вражьему следу. Прощупай, где нет неприятельских сил, там и проникай противнику в тыл. Вскрывай его замыслы и комбинации! Перерезай коммуникации. Связь нарушай - рви провода! Мелкими группами действуй всегда! Продвигаясь, «ушки держи на макушке»: просматривай просеки, дороги, опушки. Если лес на пути, - зря не спеши: раньше цепочкой его прочеши. А вдруг там засела фашистская «птица». Поймаешь - она, как «язык», пригодится. То, что узнал, при себе не держи, а командиру скорей доложи - точно и кратко, без лишних словечек! Правдивость и ясность - твой долг, разведчик!
БОРИСЬ НЕУКЛОННО ПРОТИВ ШАБЛОНА
Коль разведчик смышлен и хитер, он противнику нос утер, объегорил фашистсткого гада, а разведчику это и надо! Сработала голова - тат же: раз-два! К врагу в траншею! Врагу на шею! «Языка» - цоп! Остальных - хлоп! И назад в свой окоп! И у командира сведения есть, и разведчику - слава и честь! Без хитрости из врага ничего не вытрясти: не узнать его сил, не пролезть к нему в тыл. Но проникнуть стараясь к врагу в оборону, не действуй никогда по шаблону! Каждый раз придумывай новое, - это в разведке главная основа. Предположим, приказ тебе дан проникнуть во вражеский стан. Разработал ты план умный, четкий, толковый, ясный, - словом, прекрасный. И итог операции был неплох. Захватил ты врага врасплох. Напав на фашистов с хода, истребил их до полувзвода. Подорвал дзот. Захватил пулемет. Из документов - немало ценного. Приволок контрольного пленного. Как по нотам поиск прошел! Хо-ро-шо! Но вот назначен и новый поиск. А ты рассуждаешь, самоуспокоясь, довольный прошлым успехом своим: «А ну-ка, вчерашнее повторим!.. В общем, - говоря другими словами, - к чему, мол, опять шевелить мозгами? А пока ты ведешь подобные речи, противник уже подготовился к встрече: ему ведь знаком твой старый прием. Ты думал взять фашиста на мушку, а он подстроил тебе ловушку - весь поиск сорвал. Получился провал! Проникая к врагу в оборону, действовал ты по шаблону. На один крюк двух щук изловить хотел. Вот и налетел! В боевую разведку идти готовясь, всегда поработать надо на совесть и помнить самый главный наказ: по новому действовать всякий раз. Таких навыдумывать «всяких всячин», чтоб противник был одурачен, сбит с панталыку, врасплох захвачен. Факт, например, что темная ночь во многом разведчику может помочь. Но ночью на боевом рубеже и враг настороже. Он меньше всего ожидает нас днем. А мы вот именно днем и дерзнем и разобьем врага - не иначе! Внезапность - это залог удачи! Скажем, у врага - укрепленный район. «Сюда не полезут! - думает он. - Защищено это место прочно!» А ты-то сюда и ударь нарочно! Если действовать будешь с умом, значит, врага обеспечен разгром. Неожиданность - мать успеха! А храбрецу - ничто не помеха! Хитрость, смекалка, внезапность, бесстрашье - это в разведке спутники наши. Если как следует с ними дружить - можно любого врага победить! Разведчик! Действуй дерзко и быстро, опомниться не давай фашисту! Мала задержка - велик затор. Враг опомнится - даст отпор. Закон разведчика - дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость! Но, гадов кроша, не забудь в тот миг: одного или двух оставь на «язык»!
НА ВОЙНЕ ОСНОВНОЕ - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БОЕВОЕ
Если в бой на врага пошел, на себя надеяться - хорошо! Проявил доблесть лично - тоже отлично! Стал героем в грозной борьбе - слава тебе! Но при этом помни нерушимо: бой - хитроумная и сложная машина. Много в машине разных частей, а ты лишь один из винтиков в ней. Долг и обязанность каждого воина, чтоб эта машина работала бесперебойно: зубчик к зубчику, шестерня к шестерне. Взаимодействие - главное на войне! «Кто - в лес, кто - по дрова» воевать негоже. Это к разведке относится тоже. «Я помогаю тебе, ты мне!» - самый первый закон на войне. Разведчики - глаза и уши подразделений. Это ясно без всяких сомнений. Куда ни взгляни - всем помогают они: и пехоте, и пулеметчикам, и артеллеристам, и минометчикам. Ловко, быстро, без канители во вражьем логове выищут цели, по назначению о них сообщат, - и бей фашистов, все сообща! Но если разведчики - друзья боевые, то и им должны помогать другие: те же бронебойщики и пулеметчики, артиллеристы и минометчики. Все - для разведки, разведка - для всех, - тогда обеспечен успех! Когда разведка выходит из боя, средства поддержки полезны вдвое. Взаимовыручка крепче, чем бронь! Враг по разведке откроет огонь, а наши артиллеристы, «в порядке утюжки», заткнут фашистские минометы и пушки. Противник бросит в погоню взвод - минометчик прикроет разведке отход. Очень убедительный наш огонь заградительный! Контратаковать попробует враг - пулеметчик остудит пыл контратак. Так все помогают друг другу в бою, четко выполняя задачу свою! Тесно взаимодействуя один с другим, мы любого врага победим!
Подготовка к занятиям
Как и при подготовке ко всяким занятиям, командир роты, прежде всего, изучает содержание темы по программе и положения уставов, относящиеся к организации и проведению засады. Затем командир роты последовательно решает следующие вопросы: выбирает район для учения, разрабатывает тактическую обстановку, продумывает организацию занятия и составляет план его проведения. Решение руководителем этих задач мы проследим более подробно.
Выбор района для занятий
Занятия по данной теме рекомендуется проводить на среднепересеченной местности, с тем, чтобы полнее изучить все учебные вопросы, особенно движение по азимуту. Но конечно, было бы ошибкой руководителя, если бы избранный им участок облегчал действия обучаемых, в частности, позволял бы легко укрываться на местности, не применяя для этого ни хитрости, ни усилий. Место для засады желательно наметить, в таком районе, где проходит дорога, имеется мост или выемка на повороте дороги, или какое-либо другое удобное для устройства засады место.
Разработка тактической обстановки
Выбор способа войсковой разведки для решения определенной разведывательной задачи на войне всегда зависел от конкретной, боевой обстановки и характера поставленной задачи. Поэтому и изучение различных способов разведки, в частности засады, на занятиях следует проводить также в конкретных условиях обстановки. В связи с этим командир роты должен разработать такую обстановку, которая указывала бы обучаемым на необходимость организовать засаду и достать нужные данные таким способом.
В нашем примере командир роты разработал следующий тактический замысел. "Передний край обороны противника проходит по южной окраине Линовка, южным скатам высоты 235,3, высоты 229,0, отдельное дерево.  Противник занимает две траншеи. Перед передним краем на участке Анновка, высота 229,0 имеется проволочная сеть. Участок к западу от выс. 229,0 ввиду его заболоченности противником не занят. В ночное время противник высылает туда патруль, который освещает местность ракетами. В глубине обороны противника на рубеже Гнутово - южная опушка рощи - высота 301,0 - высота 290,4 до р. Гужа оборудована прерывчатая траншея. По дороге Жалово - Анновка происходит усиленное двустороннее движение автомашин. 24.3.47 в районе высоты 284,9 отмечено движение 13 танков в направлении Анновка. Разведывательная группа в составе взвода имеет задачу 30.3.47 проникнуть в расположение противника, установить характер автоперевозок по дороге Жалово-Линовка и захватить пленного.
Организация занятия
Продумав организацию занятия, руководитель составляет план - конспект. Этот документ отражает последовательность и порядок изучения учебных вопросов, данные о материальном обеспечении занятии; в нем указываются тема занятия, время и место его проведения, учебная цель и учебные вопросы и краткое содержание занятия. Изложение содержания занятия может быть также выражено и графически, как это показано, на схеме 2.
Чтобы обеспечить изучение намеченных вопросов, командиру роты, очевидно, потребуется выделять:
-  на первом занятии:
для обозначения противника - группу солдат (2-3 человека); материальное обеспечение: 10 компасов, ракетницу и необходимое количество ракет (для руководителя), 3 карманных фонаря;
-  на втором занятии:
для обозначения противника - группу солдат (до отделения); материальное обеспечение: холостых патронов - по 3 на винтовку и по 10 на автомат, одну ракетницу и необходимое количество ракет (для командира РГ), 3 карманных фонаря и один свисток;
-  на третьем занятии противник не обозначается;
материальное обеспечение: 10 компасов, 10 м веревки (для связывания пленных) и 5 индивидуальных пакетов (для закрывания им ртов).
Накануне занятий командир роты ознакамливает командира взвода (разведывательной группы) с тактической обстановкой и указывает ему, что нужно подготовить к занятиям, какой материал ему прочесть лично и какой изучить с командирами отделений и солдатами.
Солдат, выделенных для обозначения противника, командир роты высылает в район занятия заранее. Он ставит им задачу - быть готовыми (по сигналу) двигаться в качестве дозора "противника" по указанному им маршруту. Маршрут этот не должен быть известен разведывательной группе; в то же время действующий противник не должен знать о том, где будет организована засада. Такая обстановка приближает занятие к условиям боевой действительности, делает его более интересным и поучительным.
Проведение занятий
Некоторые учебные вопросы первого занятия (к примеру, получение и уяснение задачи, подготовка личного состава и материальной части, изучение маршрута и определение места для засады) можно изучить с командирами предварительно. Что касается остальных вопросов, то их нужно проходить только на местности. К последним следует отнести: построение боевого порядка разведывательной группы для движения; движение по азимуту; действия разведывательной группы при внезапной встрече с "противником" на пути движения.
Порядок изучения этих вопросов мы и рассмотрим ниже.
По прибытии взвода на исходное место для занятий командир роты приказывает командиру взвода расположить обучаемых в укрытии, объявить командирам отделений обстановку и поставить им задачи, а затем в соответствии с этим построить разведывательную группу в такой боевой порядок, который был бы пригоден для перехода переднего края обороны "противника" (схема 1).
В то время когда разведывательная группа, будет переходить передний край обороны "противника", руководитель приказывает своему "ракетчику" осветить местность. Таким путем он вынуждает разведчиков применяться к местности и в то же время проверяет их умение быстро маскироваться при этом освещении.
После того как разведывательная группа пройдет через передний край обороны "противника", руководитель следит за действиями командира взвода. Последний должен выслать во все стороны (на удалении 20-50 м) непосредственное охранение, убедиться в том, что все люди налицо, напомнить командирам отделений азимут и приказать им продолжать движение.
С целью усложнения обстановки при движении по азимуту руководитель дает различные вводные. К примеру, он сообщает командиру взвода, что участок местности на пути движения разведывательной группы заминирован. Это заставит командира взвода изменить азимут и обойти минное поле.
Разведгруппа продолжает движение. Но вот неподалеку от нее появляются дозорные "противника" (2-3 человека). Они приближаются и теперь уже находятся на расстоянии 100 м от разведчиков. Как поступить в этом случае дозорным нашей разведгруппы? Конечно, будет правильнее, если они остановятся, замаскируются и донесут о замеченном командиру взвода. Вся же группа должна немедленно остановиться и принять боевой порядок. За этим и наблюдает руководитель. Убедившись, что все выполнено правильно, он приказывает командиру разведгруппы оценить обстановку, и принять решение: то ли захватить солдат "противника", то ли пропустить их.
Принимая решение, командир взвода обязан учесть и условия местности, и направление движения группы, и состав группы "противника", и расположение своих отделений.
В дальнейшем группа продолжает движение в намеченный район. По достижении ею пункта, из которого организуется доразведка района засады, занятие заканчивается. Руководитель делает его разбор.
Проведение второго занятия - действия взвода в засаде ночью.
Примерный расчет времени на изучение учебных вопросов может быть таким:
-  Доразведка района засады-30 минут.
-  Выбор места засады на местности 30 минут.
-  Построение боевого порядка РГ в засаде; постановка задач подгруппам и организация взаимодействия - 40 минут.
-   Приемы действий из засады - 60 минут.
-   Разбор занятий-20 минут.
Всего-180 минут (3 часа.).
Второе занятие следует организовать как продолжение первого; поэтому оно начинается в том районе, где было закончено предыдущее. С выходом в поле командир роты вводит командира взвода в обстановку и приказывает ему приступить к действиям (командир взвода располагает группу так, как бы он расположил ее в исходном положении при выходе в район засады, и начинает доразведку места засады).
Прежде всего, он назначает дозорных (количество дозорных и их состав, определяются обстановкой) и ставит им задачу - выйти в определенный пункт (там, где намечается место засады) и разведать, не занят ли он "противником". Задачи могут быть поставлены так: дозору № 2 - пройти но своему маршруту и встретиться с дозором № 1 на высоте 284,9,после чего возвратиться в группу и доложить о результатах; дозору № 1 - пройти по своему маршруту и после встречи с дозором № 2 оставаться на высоте 284,9 и вести наблюдение за дорогой до подхода туда группы (см, схему 2).
В дальнейшем командир взвода вместе с командирами отделений производит рекогносцировку места засады, намечает боевой порядок группы, ставит задачи подгруппам и дает указание по взаимодействию подгрупп в период нападения на "противника" при различных вариантах действий. Когда разведгруппа примет боевой порядок и все будет готово к нападению из засады, руководитель проверяет ее расположение. Затем он требует от командира разведывательной группы доложить план действий при различных вариантах. Если ошибок в решении командира взвода и в расположении группы нет, то командир роты посредством сигнала или через посыльного приказывает солдатам, действующим за противника, начать движение.
Сначала он пропускает небольшую группу (3-4 человека) с тем, чтобы проиграть эпизод бесшумного нападения и захвата в плен. После этого руководитель путем вводных (с условным обозначением на местности) изучает нападение группы разведчиков из засады на: автомашину, повозку и мотоцикл, а потом огневое нападение взвода из засады на превосходящего по силе противника. На этот раз действующие за противника солдаты двигаются в строю в полном составе. Как только они подойдут к месту засады па близкое расстояние, руководитель дает командиру взвода вводную о том, что по дороге двигается свыше роты противника. Правильным решением командира взвода следует считать, если он немедленно откроет реальный огонь по противнику и примет меры к захвату пленных (§ 319, БУП, ч. I). После этого он должен организовать отход группы. На этом руководитель заканчивает занятие и производит его разбор.
Проведение третьего занятия - отход разведгруппы из расположения засады по выполнении задачи.
Примерный расчет времени:
-  Сбор группы и организация отхода после нападения на противника из засады - 20 минут.
-  Построение боевого порядка для движения - 40 минут.
-  Конвоирование пленных и вынос своих раненых - 20 минут.
-  Разбор - 40 минут.
Всего - 120 минут (2 часа).
Для того чтобы третье занятие увязать с общей обстановкой, его опять-таки следует рассматривать как продолжение действий разведгруппы после нападения на "противника". С этой целью разведывательную группу надо расположить в том месте и в том же боевом порядке, как она была расположена на втором занятии при нападении на "противника" из засады.
После нападения группы на "противника", если последнее было организовано и проведено правильно, руководитель создает примерно следующую обстановку: "Группа противника" состояла из 10 человек, трое из них убиты, двое захвачены в плен, остальные разбежались; два солдата из состава группы ранены, один из них тяжело".
По этой вводной командир группы должен немедленно организовать обыск пленных и сбор оружия. После этого он отводит всю группу в сторону от места засады и проверяет людей, отдает распоряжение о порядке конвоирования пленных, об эвакуации раненых. В дальнейшем отход группы производится по азимуту с мерами непосредственного охранения, как это показано на схеме 3.
На этом руководитель заканчивает занятие и производит его разбор. На разборе он рассматривает особенности действий разведчиков ночью, действия группы и решения командира РГ по вопросам данных занятий, указывает на положительные и отрицательные стороны действий солдат и подгрупп. Особое внимание руководитель обращает на необходимость бесшумного движения в расположении противника ночью, и на умение пользоваться компасом, указывает на ошибки, которые были допущены в ходе занятия. Руководителю следует указать также, на то, что в случае внезапной встречи с "противником" (если нет всех необходимых данных, гарантирующих захват в плен или уничтожение наверняка и притом бесшумно) РГ должна замаскироваться, пропустить "противника" и выполнить основную задачу - выйти в намеченный ей район.