ТЕКСТ: ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА, МАРИЯ ЖЕЛЕЗНОВА
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Иностранное гражданство больше не может быть причиной отказа для службы по контракту в Российской армии. Опубликованный на сайте Минобороны проект поправок требует от «наемников» знания русского языка, согласия на дактилоскопию и готовности заключить первый же контракт сразу на пять лет. Замысел новации может быть в спасении проваленного плана по переводу армии на контракт.
Министерство обороны России разместило на своем сайте проект поправок к «Положению о порядке прохождения военной службы», который описывает подробности службы иностранцев в Российских вооруженных силах. В предыдущей редакции документа отсутствие у добровольца российского паспорта было первым из возможных поводов для отказа в принятии его на службу по контракту. Теперь этот пункт исключен.
Наняться на службу в Российскую армию могут иностранцы всех без исключения стран в возрасте от 18 до 30 лет. Образовательного ценза нет, но надо доказать знание русского языка и пройти обязательную для всех контрактников дактилоскопию.
В отличие от российских граждан иностранец не присягает на верность России и не обязуется «мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России». Он обязуется только соблюдать Конституцию, «достойно исполнять воинский долг» и «исполнять приказы командиров».
Первый же контракт иностранцу придется заключить на пять лет (гражданам России — на три года), а для тех, кто собирается учиться в военном вузе или училище, — дополнительно еще и на срок учебы. Отслужив первый срок, иностранец демобилизуется, если только за это время он не получил российское гражданство: служба в российской армии дает право на российский паспорт уже через три года.
Это, возможно, самое привлекательное предложение для потенциальных наемников. Никаких льгот им не полагается. Жильем иностранных контрактников обеспечивают только на время службы и только в общежитии, путевок в санатории и детские лагеря им не дадут, билеты на поездку в отпуск не оплатят. Зарплата наемника будет такая же, как и у его российского сослуживца (сейчас в зависимости от региона 10—12 тысяч рублей).
«Гастарбайтеры из стран СНГ дешевле обходятся, но это не выход. У них нет патриотических чувств — как они будут защищать Родину?» — рассуждает начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковник Леонид Ивашов. По его мнению, присутствие иностранцев в нашей армии создаст дополнительные проблемы: командованию ежеминутно «придется делить все задания на секретные и несекретные».
Возможность служить в Российской армии была у иностранцев и раньше — на основании двух статей закона о воинской обязанности, допускавших саму возможность присутствия иностранцев в армии. Первые иностранцы — граждане бывших советских республик появились в Российской армии в 2004 году, когда стартовала целевая программа по переходу на контрактную службу, напоминает координатор центра «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.
В Минобороны надеялись, что в условиях демографического кризиса иностранцы помогут компенсировать нехватку российских контрактников. Но все это время численность иностранных контрактников в российских войсках колебалась в пределах 300—350 человек, причем большинство проходило службу за пределами России — в воинских частях на территориях 102-й российской базы в Армении и 201-й базы в Таджикистане.
По данным Генштаба на 2009 год, больше всего в Российской армии было именно граждан Таджикистана — 103 человека. На втором месте граждане Узбекистана (69 человек), на третьем — Украины (42). Кроме них
России служат также белорусы, казахи, армяне и даже один гражданин Грузии. Где именно находилась его часть во время вооруженного конфликта России и Грузии, Минобороны не сообщает.
«Это еще один пример неуместности иностранцев в армии», — уверен Ивашов.
«Не думаю, что это стало бы угрозой национальной безопасности Грузии или России — просто была бы громкая скандальная история», — считает военный эксперт Института экономики переходного периода Василий Зацепин. Вообще доля иностранных контрактников в Российской армии так ничтожна, что «никакого влияния на обороноспособность они не окажут».
В 2010 году Минобороны было вынуждено сократить число военнослужащих по контракту — вместо первоначальных 210 тысяч почти вдвое меньше. «У нас нет средств содержать контрактников в том объеме, в каком мы бы хотели», — заявил тогда министр обороны Анатолий Сердюков. Чтобы упростить российским военным поступление на контрактную службу, в проекте поправок предлагается также снизить минимальный стаж службы по призыву перед заключением первого контракта с нынешнего года до трех месяцев.