Автоматом нужно уметь пользоваться. Самым распространенным недостатком является неумение носить оружие. Неправильное ношение не позволяет быстро изготовить автомат к бою, в случае острых ситуаций. В бою важны даже доли секунды. В Чеченской кампании не раз и не два бывали случаи, когда солдаты, и даже офицеры, имеющие штатное оружие, оказывались не готовы к внезапным встречам с противником. Они просто не успевали использовать свое оружие.
     
     Между тем имеются несколько хороших способов ношения штатного оружия, хотя и не прописанных в общевоинских уставах. Главное, что их объединяет - оружие располагается удобно, а руки при этом остаются свободными. И эти способы позволяют быстро изготовить автомат к бою и открыть огонь по врагу.
     
      Первый способ: ношение автомата на груди. Ремень перекинут через шею, автомат висит стволом вниз. Такое положение автомата не мешает рукопашной схватке, дает возможность нанесения ударов как ногами, так и руками. Он позволяет производить захват, падать и перекатываться. Естественно, что оружие может быть быстро изготовлено к бою. Кроме того, автоматом можно блокировать удары противника и наносить сильные удары прикладом. Ружейный ремень автомата сильно отпускается, чтобы приклад находился немного ниже правого плеча. В кино такой способ показан в фильме "В зоне особого внимания" во время марш-броска десантников.
     
      Второй способ. Ношение автомата на левом плече. Старый партизанский и охотничий способ ношения оружия. Но, чтобы автомат не сползал, необходимо правильно подогнать оружейный ремень. Оружие при таком способе быстро изготавливается к бою, но при рукопашной схватке такое положение автомата - только помеха. Автомат придется сбросить с плеча на землю.
     
     Третий способ. При несении караульной и постовой службы. Рано или поздно, а партизаны все равно возьмут под свой контроль территорию или вольются в регулярную армию. Придется выполнять те обязанности, которые сейчас выполняются военнослужащими и милиционерами на блокпостах, КПП, постах ГАИ. А характер службы на этих объектах - специфический. Нахождение на посту длительное, а руки должны быть свободными - для проверки документов, подачи сигналов, обыска людей, проверки автомобилей. Оружие необходимо носить так, чтобы оно могло быть быстро применено, и, в тоже время, проверяемые не должны иметь возможность блокировать его. Часто можно видеть, как постовые ГАИ (во время проведения мероприятий по планам "Сирена", "Перехват" и пр.) носят автомат на правом боку. Но из такого положения автомат нельзя вскинуть к плечу и вести прицельную стрельбу - огонь ведется от пояса и неприцельно. Ну а про зимние условия и говорить нечего. В тулупе постовой что автомат носит, что гирю сбоку, никакой разницы.
     
     Для более удобного расположения автомата нужно отцепить ремень от ствольной антабки и зацепить его карабин за антабку приклада, образовав петлю. Эта петля подгоняется по размеру и надевается через плечо и спину. Автомат с откинутым прикладом располагается под правым плечом и легко вскидывается одной рукой. Проводя проверку, лучше выставлять левую ногу вперед на полшага, разворачивая корпус левой стороной вперед так, чтобы автомат был наиболее отдален от проверяемых, и они не могли его схватить.
     
     
     
      Стрельба.
     
     
     
      Техническая скорострельность АК-74 очень высока. Магазин на тридцать патронов выстреливается одной очередью всего за три секунды, 45-патронный магазин - за четыре с половиной соответственно. Поэтому опытные стрелки в бою ставят предохранитель на одиночный огонь и стреляют частыми выстрелами, уточняя наводку после каждого выстрела. Однако такая стрельба требует выдержки и хладнокровия. Темп стрельбы при этом сохранятся достаточно большим, а кучность становится намного выше по сравнению со стрельбой очередями. Недостаток стрельбы длинными очередями можно проиллюстрировать таким примером.
     
     Январь 1995 года. Город Грозный. 81-й мотострелковый полк частично попал в окружение. Бойцы заняли оборону в здании вокзала. Чеченские боевики, обстреливавшие вокзал, подбегали к зданию и вскакивали в оконные проемы. Выпустив внутрь здания, стоя на подоконнике, одной очередью магазин, спрыгивали назад на улицу, меняли магазин и опять, выскочив на окно, стреляли внутрь здания без особогo вреда для оборонявшихся. Наши солдаты вели интенсивный огонь по этим "чертикам из коробки", но также без особого успеха.
     
      Однако в некоторых ситуациях стрельба длинными очередями более предпочтительна. Когда перед разведчиком на близком расстоянии появляются сразу несколько вооруженных противников, одиночные выстрелы не помогут. Нужно бить длинными очередями. Так, одна из наших разведгрупп вела поиск в районе поселка Чечен-Аул. Один из бойцов передового разведдозора неожиданно вышел с тыла на окоп, в котором находились 4 боевика. Боевики разведчика еще не видели, но в любой момент могли обернуться. Разведчик перечеркнул окоп очередью, выпустив весь магазин и поразил всех боевиков. В таких случаях нет времени на прицеливание. Но можно примерно производить наводку по стволу автомата, а не по мушке и целику. Автомат АК-74 при стрельбе очередями ведет вправо и вверх. Поэтому обстрел желательно начинать с самой ближней левой цели.
     
      При ведении боевых действий в населенных пунктах, в гористой и лесистой местности всегда высока вероятность встречи с противником на близком расстоянии. При этом бойцу может потребоваться отойти к основной группе или к укрытию, а прикрыть его в этот момент некому. Бежать спиной вперед, ведя огонь по врагу, неудобно, да и точности стрельбы никакой нет.
     
     А если цель появляется на сверхкоротких дистанциях (один-два шага)? Допустим, если дозорный или патрульный встретился вплотную с одним боевиком? Тут могут помочь навыки рукопашного боя или нож. А если перед вами один противник и его руки уже вцепились в ваш автомат, и за ним в одном-двух шагах стоят еще 2 - 3 боевика? Для таких случаев необходимо иметь вспомогательное оружие ближнего боя (пистолет).
     
      Если стрелок, вооруженный автоматом, имеет еще и пистолет, он может быстро перейти к его применению. Надо лишь носить пистолет так, чтобы он не бросался в глаза. Два примера из случаев, которые произошли в Республике Таджикистан.
     
     В первом случае в ночное время офицер в сопровождении одного солдата возвращался в опорный пункт после проверки постов. Оба были вооружены автоматами (у офицера автомат висел на груди, у солдата - на плече). Офицер, кроме того, имел пистолет с досланным в ствол патроном, на предохранителе, который он засунул с правой стороны под "пояс А" (в армии этот пояс еще называют нагрудником или лифчиком).
     
     Уже при подходе к опорному пункту навстречу нашим военнослужащим вышли два боевика-исламиста, вооруженные автоматами. Один боевик встал напротив офицера и завел разговор на тему: "откуда идешь, зачем ходил?" Второй сместился в сторону и оказался сбоку. Солдат в это время тоже сместился в сторону, как бы спрятался за офицера и приготовил свой автомат к бою. Боевик, стоявший в стороне, снял свой автомат с предохранителя (раздался характерный щелчок), а другой боевик бросился к офицеру и попытался схватить его автомат. Офицер выстрелил в него прямо через нагрудник, вторым выстрелом (почти одновременно со своим солдатом, тоже открывшим огонь) он поразил другого боевика, который еще только вскидывал автомат к плечу.
     
     
     
      Во втором случае два офицера-спецназовца зашли в маленький магазин. Вооружены они были пистолетами, которые висели открыто на поясах, в кобурах. Пока офицеры рассматривали прилавок, в магазин вошли семь боевиков, один из них с автоматом. Один боевик приказал поднять руки вверх. Попытка достать оружие при таком его расположении не могла остаться незамеченной и сразу была остановлена автоматной очередью над головами. Боевики обезоружили офицеров, одного отключили ударом приклада по голове и, выскочив из магазина, уехали на своих машинах. В первом случае скрытое ношение оружия помогло уничтожить противника. Во втором случае - открытое ношение спровоцировало преступников на захват оружия и не позволило успешно применить пистолеты,
     
     Довольно часто в горячих точках можно увидеть "крутых" бойцов, у которых автомат снаряжен связанными попарно магазинами. Вот от такого способа ношения магазинов следует предостеречь. Стреляя, бойцы часто упирают магазин автомата в землю. Подаватель нижнего магазина при этом забивается грязью, и это становится причиной задержек при стрельбе. В боевой обстановке за такую задержку можно заплатить своей жизнью.
     
      Всем, кто хоть раз стрелял из боевого оружия, знакома команда "РАЗРЯЖАЙ, ОРУЖИЕ К ОСМОТРУ!" А как разрядить оружие, если, допустим, разведгруппа вышла в расположение своих войск после выполнения задачи? Разведчики несколько суток не спали и не ели, пальцы рук распухли и не гнутся, обморожены. И нет возможности выстроиться в одну шеренгу, направить оружие в безопасном направлении, потому что вокруг люди и техника.
     
      В таком случае применяется так называемое боевое разряжание. Разведчики становятся в круг (чтобы контролировать друг друга). Автоматы поднимают стволами вверх так, чтобы затворы были на уровне глаз. Магазин отсоединяется и укладывается в подсумок, и солдаты 5 - б раз подряд передергивают затвор. Если кто-то забудет отсоединить магазин, это сразу будет заметно, потому что затвор начнет выбрасывать патроны, и они попадут в кого-то из соседей. Если же в этом положении произойдет случайный выстрел, то пуля уйдет вертикально вверх, не причинив вреда. После такой проверки каждый боец производит самостоятельный контрольный спуск и ставит оружие на предохранитель. Магазин к оружию не подсоединяется, поскольку в боевой обстановке быстро вырабатывается привычка, подсоединив магазин, сразу же досылать патрон в патронник.
     
     Основное правило на войне - никогда не расставаться с оружием. Как только покинул охраняемую территорию - не выпускай оружие из рук, всегда держи его там, откуда его легко взять, чтобы всегда быть готовым к бою. Да и на охраняемой территории следует иметь оружие всегда под рукой. На часового надейся, а сам - не плошай.
     
      Кроме того, что по одному, два магазина с трассирующими патронами должен иметь командир, желательно, чтобы каждый боец тоже имел по одному такому магазину. Это магазин, предназначенный на крайний случай, для обозначения своего местонахождения или для целеуказания.
     
     Крепление магазина у Калашникова неудобно для быстрого перезаряжания. Невозможно отсоединить пустой магазин, одновременно держа той же рукой новый снаряженный. Поэтому в напряженной схватке не ждите полного опустошения магазина. Если магазин частично опустошен и в бою возникла пауза, смените магазин, а частично израсходованный следует оставить в резерве. Чтобы не тратить время на передергивание затвора при заряжании, начиная снаряжать магазин, вставьте первыми три трассирующих патрона. Тогда, стреляя и заметив, что прошла трассирующая пуля, вы будете знать, что остались всего два патрона. Можно выстрелить еще раз и, отсоединив пустой магазин, заменить его полным. Поскольку последний патрон уже дослан в патронник, передергивать затвор не нужно. Пустой магазин обычно в бою бросают на землю, чтобы он не мешал и чтобы не перепутать с полными магазинами. При необходимости пустой магазин можно бросить в противника, имитируя бросок гранаты для прикрытия перезаряжания. В рукопашной схватке также можно бросить пустой магазин, целясь в лицо противника. Немного потренировавшись, можно научиться бросать магазин так, чтобы он своим зубцом попадал в лоб или висок противника. Если бросок сильный, то попадание может вывести противника из строя.
     
     Личный состав подразделения желательно делить не на пары, а на боевые тройки, к расчетам пулеметов, РПГ, АГС добавляя еще по одному человеку. Втроем бойцам легче взаимодействовать: если один получит ранение, его легче вытащить из-под огня вдвоем. Если у кого-то случится задержка в стрельбе (из-за неисправности или при перезаряжании), вдвоем его легче прикрыть. (В этом случае подается сигнал "Прикрой", прикрывающий должен ответить "Держу").
     
     Во время боев в Грозном часто приходилось осматривать чердачные, подвальные и другие помещения. Зачастую нужно было работать в темноте. Отечественные ночные приборы, работающие по принципу усиления естественной освещенности местности, для действия в помещениях не пригодны. В годы Великой Отечественной войны советские солдаты использовали такой способ. Обычный электрический фонарь упаковывали в кусок резины, вырезанный из автомобильной покрышки. При осмотре темных помещений или во время боя в подвале, канализационной сети, тоннеле и т.п., бойцы включали эти "противоударные" фонари и бросали их в сторону предполагаемого расположения противника. Таким образом они освещали цель и получали возможность вести прицельный огонь.
     
     Несколько слов о ночных прицелах НСПУ-1 и 2. Нужно учитывать, что эти приборы не начинают работать сразу же после включения, в холодную погоду им требуется от 1 до 2 минут на прогрев.
     
     Но зато сразу же после включения глазок окуляра у этих приборов начинает давать зеленоватый световой отблеск, выдавая стрелка наблюдателям и снайперам противника. Поэтому, включив прибор или оторвав глаз от окуляра, немедленно прикройте окуляр ладонью или смастерите для этого специальную заслонку.
     
     Эти приборы легко засвечиваются открытыми источниками света. Был случай, когда в районе поселка Комсомольское в Чечне разведгруппа вела наблюдение за костром, возле которого сидели боевики. Разведчики долго наблюдали в ночные приборы, но так и не смогли рассмотреть, что за костром находится целый опорный пункт с укреплениями, oгневыми точками, значительными силами и огневыми средствами. Свет костра засвечивал экраны приборов, мешая наблюдению. В результате группа, открыв огонь, попала под ответный огонь превосходящих сил противника.
     
     Есть маленькие хитрости и при стрельбе из подствольного гранатомета ГП-25. Нажимать на спуск ГП-25 правой рукой неудобно, слишком далеко он расположен. Чтобы было удобнее стрелять из "подствольника", в плечо следует упирать не приклад, а пистолетную рукоятку автомата. Особенно удобно такое положение оружия при стрельбе лежа. При стрельбе навесной стрельбой приклад автомата следует упирать в землю. В таком случае гранаты в ствол ГП-25 должен вставлять помощник, а стреляющий фиксирует положение автомата, запоминает его и в зависимости от того, где была вспышка от предыдущего выстрела, меняя наклон ствола, вносит поправки в стрельбу. (Ведя бой в городе, не забывайте, что взведение гранаты для ГП-25 происходит через 10- 20 метров полета после выстрела. При стрельбе в окна зданий на меньшем расстоянии гранаты могут не взорваться).
     
     Передвигаясь на поле боя или на стрельбище, стрелки обычно держат автомат на уровне живота, направляя ствол вперед. Чтобы быстрее изготовиться к стрельбе и не тратить время на вскидывание автомата к плечу, следует передвигаться, не отрывая приклад от плеча, ствол при этом немного опуская вниз. Из этого положения стрелок быстрее изготавливается к бою и ведению прицельной стрельбы.
     
     
     
      Конечно, можно вести огонь и от живота, но тогда поразить цель первыми выстрелами можно лишь на очень коротких дальностях (5 - 10 метров). Хорошие стрелки, специально тренируясь в стрельбе от живота, могут поразить ростовую мишень первыми выстрелами на расстоянии 20 - 50 метров. Если же цель расположена дальше, то поразить ее от живота можно лишь значительным количеством выстрелов (5 - 10) и то при условии корректировки огня по трассам или всплескам почвы.
     
     
     
      Правила взаимодействия в бою.
     
     
     
      В бою следует действовать боевыми двойками, еще лучше и надежнее - тройками, прикрывая друг друга. По возможности больше нужно использовать ручные и подствольные гранаты. Огонь всех имеющихся огневых средств следует концентрировать на любом очаге сопротивления. Если перед вами трое убегающих в полный рост противника и лишь один залегший за укрытием и стреляющий, то в первую очередь нужно уничтожить того, кто стреляет, не соблазняясь более легкой и крупной целью.
     
     Чтобы укрыться от упавшей рядом ручной гранаты, нужно упасть ничком, головой в сторону гранаты, голову (если нет каски) прикрыть ладонями, рот открыть (чтобы барабанные перепонки не повредились от взрывной волны). Первый, увидевший гранату, подает сигнал: "Граната справа (слева, спереди, сзади)".
     
     При внезапном нападении противника следует упасть за ближайшее укрытие, одновременно изготавливаясь к бою. Опыт показывает, что бойцы этого не выполняют. Одни начинают стрелять, оставаясь на месте и являясь для врага хорошей мишенью. Другие - падают за укрытие, забывая снять с плеча автомат, а потом начинают возиться, пытаясь достать оказавшееся в неудобном положении оружие, и не имея возможности вести огонь. Есть такие, кто впадает в состояние тремора (испуг, сильная дрожь, от- сутствие реакции на обстановку и команды).
     
     Поэтому солдат следует учить таким образом, чтобы, попав под массированный огонь, они не терялись. Выдержка и правильные действия могут спасти жизнь в любой, даже самой безнадежной, на первый взгляд ситуации.
     
     Так разведгруппа специального назначения под командованием капитана Геннадия О. ночью выдвигалась к району, в котором планировалось сделать засаду на караван афганских моджахедов. Впереди на небольшом удалении шел разведдозор (2 человека), за ним на некотором расстоянии группа с командиром во главе. Двигаясь по маршруту, группа вышла на вершину небольшой горы. Разведдозор осмотрел вершину и спустился на другую сторону. Следуя за дозором, на вершину поднялся командир группы Геннадий. И именно в этот момент по другому склону слева от группы к вершине этой же горы вышла группа моджахедов. Идущие впереди нее дозорные, поднимаясь к вершине, на фоне неба увидели фигуру "шурави", упали и открыли огонь.
     
     Расстояние между душманами и Геннадием было около 10 метров. Геннадий услышал шум и щелчки предохранителей (у врагов были 7,62 мм АК). И за долю секунды до выстрелов он успел сбросить рюкзак, кинуть его впереди себя, укрыться за ним и изготовить автомат. Огонь "духи" открыли первыми. Пули от 2-х АК дырявили рюкзак, корежили автомат и нагрудник с магазинами и влетали в грудь Геннадия. Но даже такая незначительная преграда снизила убойность пуль, и рана оказалась не смертельной. Подоспевшие разведчики уничтожили стрелявших дозорных. И пока основная группа душманов подходила к месту боя, разведчики ушли вниз по склону, оторвавшись от противника. При этом, раненый Геннадий (впоследствии у него из груди извлекли комок из 4-х деформированных пуль) около километра бежал сам, неперевязанный, зажимая рану ладонью. Так хорошая реакция и правильные действия помогли офицеру выжить под огнем из двух автоматов в упор.