На смену доллару приходит юань
Со временем китайская валюта станет альтернативой американской, заявил министр торговли КНР Чэнь Дэмин. Разумеется, произойдет это не завтра, и в течение еще достаточно длительного времени доллар США будет оставаться центром международной валютной системы и основой для поддержания глобальной экономики. Но ее полное восстановление после кризиса невозможно без стабильности других мировых валют, полагает высокопоставленный представитель Поднебесной. При этом он признал, что на данный момент Китаю не хватает опыта и человеческих ресурсов для превращения юаня в резервную валюту. Поэтому, проводя данную политику, Пекин действует предельно осторожно. Однако весьма настойчиво.
В последнее время экспертов поражает заметная активизация китайских властей в данном направлении. Так, в конце минувшей недели впервые за долгое время были обнародованы сведения о структуре золотовалютных резервов КНР, которая до недавних пор являлась государственной тайной. Правда, сделано это было неофициально, но вряд ли китайское правительственное издание China Securities Journal (CSJ), опубликовавшее данную информацию со ссылкой на анонимный источник в китайском Центробанке, могло отважиться на такой шаг без одобрения властей. Итак, в китайской государственной кубышке накопилось $2,45 трлн, что почти соответствует экспертным оценкам ($2,5 триллиона). Из них 65% номинировано в американских долларах, 26% - в евро, 5% - в фунтах стерлингов и еще 3% - в японских иенах. Эти показатели стали самой подробной информацией о состоянии золотовалютных резервов Китая за последние годы. Ранее эксперты предполагали, что 70% этих накоплений хранится в долларах США (в основном, в казначейских бумагах и прочих долговых обязательствах американского правительства), оставшиеся 30% распределены между активами в европейской валюте и иенах, причем на долю евро приходится большая часть.
Причины внезапного приступа откровенности объяснили в самом китайском ЦБ, представители которого согласились прокомментировать опубликованные данные. По их словам, удешевление нынешней главной резервной валюты, то есть доллара, вызывает обеспокоенность в Пекине, да и самому Китаю следует проводить более эффективную и гибкую макроэкономическую политику, с тем чтобы способствовать использованию юаня на мировых рынках. "При этом Китай продолжит постепенное открытие внутренних финансовых рынков для зарубежных держателей юаня", - пообещали в Народном банке КНР.
Еще год назад международные банки начали проводить операции в юанях, после того как Китай принял программу либерализации валютного рынка. Компаниям было разрешено использовать национальную валюту для торговых операций за пределами страны. И как раз незадолго до этого эксперты всерьез заговорили о перспективах ее превращения в международное средство обмена. Например, в мае 2009 г. знаменитый экономист Нуриель Рубини отмечал, что власти КНР готовят почву для повышения статуса юаня. Уже тогда он предсказывал, что совсем скоро Китай захочет использовать собственную валюту как платежное средство в двусторонней торговле, а со временем юань составит конкуренцию доллару и на глобальном рынке.
С тех пор Пекин всячески стремится нарастить долю китайской национальной валюты во внешнеторговом обороте. И у него это получается достаточно успешно: объем внешней торговли, совершаемой в юанях, по итогам первого полугодия текущего года составил 70,6 млрд ($10 млрд), что почти в 20 раз превышает показатель за тот же период прошлого года.
В августе ведущие мировые банки запустили рекламные кампании, призванные стимулировать использование национальной китайской валюты крупными компаниями вместо доллара при совершении торговых операций с Китаем. В частности, HSBC и Standard Chartered предлагают скидки по комиссионным платежам и другие финансовые льготы смельчакам, которые решатся вести торговлю в юанях. "Сейчас мы можем совершать сделки с юанем во многих частях света", - отметил руководитель отдела HSBC по операциям в Китае Крис Льюис, уверяя при этом, что все другие крупные международные банки активно стремятся к тому же самому.
Интерес к юаню не случаен: сильно недооцененная на данный момент валюта имеет огромный потенциал к росту, в отличие от доллара и евро. Для самого же юаня это еще один важный шаг на пути к статусу мировой резервной валюты. Хотя путь предстоит еще долгий. Для превращения юаня в мировое средство обмена потребуется кардинальная перестройка финансовой системы страны. Прежде всего, Пекину придется, наконец, отказаться от жесткого контроля над валютным курсом и отпустить юань в свободное плавание, чего так давно, но пока безуспешно, добивается США. Кроме того, предоставить иностранцам доступ к акциям, облигациям и банковским депозитам Поднебесной. Также власти Китая должны постараться сделать финансовые рынки страны прозрачными и вызывающими доверие инвесторов. Осуществить все это в рамках коммунистического государства весьма непросто. По самым скромным подсчетам, на это потребуется не менее десяти лет. Так что китайскому руководству придется запастись терпением. Впрочем, этого ему, похоже, не занимать.