С. Галаев. Пешком по советским тылам
Задача и условия игры
Учения эти были организованы КГБ СССР в 1988 году. Согласно задаче, две наших группы численностью шесть и семь человек соответственно, должны были высадиться с воды. Одна - в Одесской области, другая – в Херсонской. Я был назначен старшим. Со мной было еще два офицера, Шилкин и Поздняков. В дальнейшем нужно было выйти в район г. Остер в 120 километрах севернее Киева для уничтожения объекта. Сам объект был обозначен палаткой, но охрана и привлеченные силы противодействия были вполне реальными. Их было около 120 человек. Они организовали охрану и оборону объекта и окрестностей, а также активизировали агентурное противодействие в зоне наших предполагаемых действий. Для движения нам обозначили коридор. В районах нашего движения органы КГБ и милиции были оповещены о действиях «диверсантов». Для нашей поимки были выданы органам противодействия словесные портреты офицеров. Кроме того, мы должны были в ходе движения как бы «подсветиться», оставив некие следы своего пребывания. Это нужно было для того, чтобы чекисты территориальных органов во взаимодействии с органами милиции и местными органами власти смогли отработать свои действия в подобных ситуациях. В Черкасской области в районе г. Смела для нас был заложен тайник с продовольствием. По плану учений мы должны были выйти на связь с агентом и поручить от него описание тайника. Нам разрешалось действовать в гражданской одежде и даже пользоваться транспортом. Запрещалось только захватывать его.
Обеспечение
С собой мы взяли средства связи, оружие, имитационные средства и боеприпасы, маскхалаты. Но основной вес составляло продовольствие. Мы получили по 24 пайка на каждого члена группы. Как тащить такую кучу консервов, было непонятно. Пришлось провести ревизию содержимого сухих пайков. Брали только тушенку, сгущенку, сало и шоколад. То есть максимально калорийные продукты. Галеты мы оставили, поскольку на группу было выдано 200 рублей. Деньги, по советским временам, немаленькие. В случае чего, мы бы могли зайти в магазин и купить что-то из продовольствия, тот же хлеб, например. Для того, чтобы своим внешним видом не бросаться в глаза, пришлось искать различные рюкзаки. Не могли же мы идти все с РД-54. Поскольку, хоть группа и двигалась преимущественно по лесам, но на открытых участках могла легендироваться под туристов и т.д. Например, через р. Днепр в районе Черкасск-Золотоношамы переезжали на электричке. Форсировать Днепр вплавь было незачем. Группы совершали постоянно пешие переходы по 40—50 километров в день. Ночлег организовывали в лесу. В районе г. Кировограда наши две группы соединились, и дальше уже я возглавил всю группу.
Изъятие тайника
По нашему наблюдению, под Смелой, при изъятии тайника, нам пытались посадить «на хвост» наблюдение. Но мы от него оторвались, уйдя напрямик через лес, используя только карту. Несмотря на то, что на разборе учений никто так и не сознался в этом, поведение отдельных выявленных личностей выглядело более чем странно. Например, мужик совершенно не сельского вида, но одетый под крестьянина, сидел, скучая, у трактора. Увидев четверых разведчиков, следовавших мимо к месту закладки тайника, вскочил и начал зачем-то стучать по трактору. Разведчики прошли, и мужик снова успокоился. Трактор же как стоял, так и остался стоять. Он, видимо, подавал звуковой сигнал своим товарищам. Чекисты наивно полагали, что мы к тайнику будем ходить несколько раз. А мы, сложив все в плащ-палатку, унесли груз через лес, минуя дороги и тропы, где могли быть засады. Знание топографии и умение работать с картой были нашими неоспоримыми козырями в этой игре. В тайнике мы взяли по паре банок шпрот и сгущенки на каждого. Три трехлитровых банки сока. Также там оказалось три рыбины кеты и сала хороший ломоть. В июле месяце на переходе это было «очень необходимо». Но в целом, закладка была сделана неплохая. Чекисты не поскупились, за что им спасибо. Есть на переходе очень хотелось. Продукты экономили, и приходилось подкапывать картошку на полях. Варили и ели ее практически не чищенную. Кто-то на начальном этапе попытался ее очистить, но вскоре заметил, что к концу процесса картошки в ведре почти не осталось.
В заданном районе
В конце концов, дней через девятнадцать, мы вышли в заданный район. Я с самого начала предполагал, что основные силы чекисты бросят на охрану и оборону объекта и ужесточение контрразведывательного режима в районе его расположения. Так оно и оказалось. В округе мы постоянно замечали каких-то непонятных «грибников», невесть откуда оказавшихся в такой глуши «влюбленных» и тому подобных «сомнительных граждан». Они, практически, при помощи своей агентуры перекрыли все подходы к объекту. Но у нас был один и большой плюс: мы их видели, в то время как они нас - нет. Недалеко от объекта, расположенного в лесном массиве, находилась молочная ферма. От нее через открытый участок поля шла проселочная дорога в этот самый массив, перед которым был мостик. Массив хорошо охранялся. Чекисты предполагали, что, совершив такой переход, мы будем валиться с ног и поэтому к объекту выйдем с юга. На лишний крюк у нас, по их расчетам, сил не должно остаться. Именно этому направлению было уделено повышенное внимание. Но силы у нас были, и с большим запасом. К объекту мы вышли с востока. Причем мы заранее обошли опасный участок по совершенно непроходимому лесу. Недалеко от какого-то пансионата мы организовали базу. Расположились под видом команды спортсменов. Из «дождей»* соорудили палатки, состыковав их. Ходили купаться и потихоньку собирали разведывательные сведения о районе и обстановке в нем.Выяснилось, что недалеко располагается мотострелковая дивизия. Бойцы из нее периодически убегают, а остальные их ловят. Это было на руку. В случае чего, можно было сработать за группу по поимке дезертиров.
Подготовка к налету
Оставили на базе охранение и радистов, а сами, сложив в рюкзаки автоматы и маскхалаты и взяв на всех одну удочку, под видом рыболовов отправились громить «объект». В лесу переоделись, нанесли на руки и лицо грим и приступили к доразведке системы охраны и обороны объекта. Выявив расположение охраны, разработали план. Налет решили проводить тогда, когда время на выполнение задачи практически истекало. Для проведения налета мы разделились на две подгруппы. Одна из них, в составе трех человек, заходила с севера. Ей предстояло, практически, ползти к объекту. Другая группа из пяти человек действовала со стороны молочной фермы. По нашим наблюдениям, на ней чекистов не было. Завалившись на ферму в маскхалатах ,мы начали опрашивать колхозниц, не видели ли они беглого солдатика. Пока вешали дояркам «лапшу»,заговорили о том что неплохо было бы молочка испить. То да се. А когда у вас дойка? А когда машина за молоком приедет? Выяснили, что скоро. Именно это нам и нужно было. Мы решили использовать колхозный транспорт для выполнения задачи. Когда приехал грузовик, мы попросили водителя нас немного подбросить. Он не возражал, и мы забрались в кузов, где сразу легли. Отъехав немного от фермы, мы постучали по кабине. «Водила» остановился спросить, что у нас случилось. Но случилось не у нас, а у него. Мои парни резво вытащили его и напарника из кабины. Объяснив, что у нас идут учения, и извинившись за хлопоты, мы сели в кабину и двинулись к объекту, оставив мужиков в поле, недалеко от фермы. Телефона там не было, и помешать они нам никак не могли.
Налет
Мы с водителем маскхалаты по пояс сбросили, оставшись в каких-то футболках. У меня за время похода отросла борода. На первых порах могли запросто сойти за колхозников. Остальные остались в кузове. Пост чекистов находился у мостика. Заподозрив неладное, они попытались нас остановить, но тут мы открыли огонь из автоматов и рванули к «объекту», до которого было метров сто. Взорвали пару взрывпакетов, обозначив его уничтожение. К началу наших действий вторая подгруппа выползла прямо к "объекту" и находилась от него в пяти метрах. Они тоже обозначили подрыв «объекта». Чекисты попытались оспорить выполнение нами задачи, сказав, что сто двадцать человек, открыв огонь, нас бы уничтожили, не позволив приблизиться к «объекту», но тут показалась вторая подгруппа, встав из травы. Вопросы отпали сами собой.
Уроки учений
Для обучения чекистов мы тут же провели два показных занятия прорыву и укрытию в схронах. Но закапывались не все. Схрон вырыли для одного разведчика и замаскировали его.
Указав участок, где спрятан разведчик, мы предложили его найти. Но дважды прочесав местность, чекисты его так и не обнаружили. Они были потрясены, когда по нашей команде из земли поднялся разведчик. Как говорили контрразведчики, эти учения наглядно показали многие их просчеты. Многому научились и мы. В ходе этих учений я пришел к убеждению, что при выполнении боевых задач в тылу противника ни о каком РД-54 речи быть не может. Я сам шел с РД-54, который был довольно сильно усовершенствован, но и это не решало проблему. При длительном и автономном выполнении боевой задачи рейдовым способом, когда нет возможности заложить необходимое в тайник или оставить на базе, малая емкость рюкзака не позволяет ни разместить, ни переносить все требующееся разведчику для выполнения боевой задачи. Не подходит для этого и каркасный рюкзак типа «Ермак». Не подходят для этих целей и гражданские туристические рюкзаки. Учения показали, что для решения специальных и разведывательных задач рейдовым способом необходим очень четкий подбор необходимого имущества и вооружения для того, чтобы не снижать мобильность группы. Постоянные длительные переходы и без излишних весовых нагрузок весьма утомительны и сильно влияют на боеготовность группы. Учения также показали и, какую обувь следует использовать при совершении длительных переходов. До учений многие считали кроссовки идеальной обувкой. Но когда нам пришлось проходить в сутки по ...километров в течение двух недель, то стало очевидно, что от нагрузки продавливается сама подошва стопы. Дело в том, что кроссовки рассчитаны на вес человека. Когда же за плечами 30—40 кг, то при ходьбе по твердому грунту подошва кроссовок перестает амортизировать. Лучше всего для таких переходов подходят, на мой взгляд, наши армейские ботинки с высоким берцем. В ботинок нужно обязательно вложить войлочную стельку и никаких проблем на марше у вас с ногами не будет. Высокие берцы защитят голеностоп от вывихов и растяжений при движении по пересеченной местности. А мягкая стелька ботинка защитит стопу от надавливания, вызванного длительным переходом с большим грузом. Совершая краткосрочные выходы с небольшим грузом, мы никогда бы не приобрели такой ценный опыт. К сожалению, с того времени прошло почти десять лет, а выводы о необходимости изменения снаряжения и обмундирования подразделений специального назначения до сих пор не сделаны. В Чечне за плечами спецназовцев болтается все тот же РД-54.
*«Дожди»-надувной матрац, зеленый с одной стороны и желтый с другой. Входит в комплект экипировки разведчиков СпН.
С. Козлов и др. Спецназ ГРУ-2.
Война не окончена, история продолжается.
2002г.